Дочитал цикл еще в начале лета, но все не было времени отписаться. Уже и по играм отозвался и видеорецензия была по сериалу и фильму, осталось подвести общие итоги по оригинальным книгам. Если рассматривать весь цикл, то видна общая эволюция, из нескольких рассказов, повествующих об отдельных событиях из жизни Геральта, выросло несколько романов. Причем последние два написаны немного иначе, нежели предыдущие. Не скажу что хуже, просто по другому, но смотрится свежо, и не затяганно. Читать по-прежнему интересно, хоть и закончилось все не так как обычно принято завершать романы этого жанра, т.е. останутся в живых далеко не все. На форуме пару раз возникали дискуссии на почве что есть фэнтези, а что есть сказка. Ну лично меня ковры-самолеты и шапки-невидимки в фэнтези-мире не напрягают. Равно как и параллели с реально существующими/существовавшими народами.
В остальном же «Ведьмак» – качественное фэнтези, написанное грамотным человеком, откуда можно почерпнуть немало полезного и интересного, касаемо практически всего – быта, норм поведения, этикета, оружия, тактики и еще много чего. Отлично прописан мир, персонажи, мотивации. Причем доступным понятным языком. Например, некто по фамилии Мартьянов считает, что достаточно расставить в произвольном порядке анахронизмы, типа изжопной кордегардии, вонючего декокта и злоебучего ортоданса, и вуаля сама собой образуется атмосфера труърелистичного средневековья. Куда тут же надо притащить для средневекового колориту гномов-педерастов, бога Говна, пару-тройку попаданцев с одной извилиной на всех, а совсем здорово, если вся эта гоп-компания прикатит на танке. Тогда можно будет подрочить еще и на броню. И как подсказывают из задних рядов – тиснуть страниц на пятьдесят поеботу, о том, какие танки были во Второй мировой. И все это ради того, чтобы потом выстрелить из «Тигра» в 1340-м году.
На самом деле, как нетрудно догадаться, чтобы что-то качественно нарисовать, нужно понимать как это что-то на самом деле выглядит. По каким неписанным законам живет деревня, по каким город, какими понятиями руководствуется кмет, а какими купец. Сапковский это понимает и доносит до читателя в простой доступной форме, без заумствований. Отлично прописана мат.часть, давно уже не помню чтобы просто читал и получал удовольствие, а не морщился от дурных ошибок неграмотных авторов. Есть даже эпическое сражение между Нильфгардом и Северными Королевствами, но как толково прописано, кто откуда подошел, в каких условиях происходила схватка, кто лажанулся и почему. Это не Мартин, у которого битвы выигрываются просто так походя, по приколу. Нужно чтобы победил Робб Джейме? Дык запросто, выключим мегакомандиру Джейме мозги, пусть разобьет лагерь в лесу, напичканном врагами. Ночью останется выпустить несколько стрел и этот коматозник тут же скомандует кавалерии атаковать, сметая с дороги дубы в три обхвата. А потом останется Джейме заманить в овраг, ведь он же тупой, о засаде думать не думает и спустя пару часов хваленый мегатактик сидит в клетке как медведь. В «Ведьмаке» подобной дурости разумеется нет. Да и вообще после вышеописанной жести, просто грамотная книга воспринимается вообще как нечто исключительное. Хотя по уму подобный подход должен быть не исключением из правила, а как раз самим правилом. Уважай своих читателей, не пудри им мозги тем, чего сам не понимаешь и все будет ок.
В «темном фэнтези», да и фэнтези вообще, цикл «Ведьмак» одна из самых качественных вещей, какие мне попадались за все время.
В целом это едва ли не первая франшиза, которая так меня зацепила, что читал даже комиксы, хотя обычно к ним полностью равнодушен. Ходят слухи, что готовится новая книга, ждем новостей по этому поводу. Третья часть игры уже активно разрабатывают, обещают выпуск на середину 2014 года.
Вижу, битва под Бренной понравилась?
не то слово)) для меня это эталлон того, как нужно описывать эпик, особенно в разрезе реализма.
Заметил еще такую вещь: когда Мартин пишет про ужасы войны – это вызывает раздражение надуманностью и неправдоподобностью, жестокость какая-то несуразно раздутая, уклон в сторону количества крови и расчлененки, мотивация для жестокости почти нулевая. Вроде бы говорится о каких-то счетах и мести, но не оставляет ощущение, что хуйня творится исключительно из самодурства персонажа или вовсе по воле автора. Сапковский же очень хорошо передает лютую ненависть между антагонистами в одних эпизодах и рутинность жестокостей и насилия – в других. В итоге у Мартина получается толи лубок толи анатомический атлас для медколледжа, а у Сапковского – почти фоторепортаж с фронта. Когда читал батальные сцены у Мартина – было просто скучно, а у Сапковского атмосфера была такой, что захватывало дух, а местами было немного страшно – уж очень хорошо он передает психологический настрой бегущей разбитой армии или неожиданную встречу покалеченных солдат после победы с недобитыми диверсантами. Жестокости к персонажам у Сапковского хватает, но она по-настоящему достоверна и таки вызывает жалость.
И еще я очень порадовался за трех персонажей, которые в конце книги встретились на перевале Эльскердег. Приятно, что они выжили – и очень символично, прямо как у Глена Кука «Солдаты живут».
И ползуясь случаем хотел спросить/напомнить – не довелось еще прочитать «Замок ужаса»? Было бы очень интересно услышать твое мнение об этой еще советской архаике.
согласен, присутсвует какая-то неестественность, вроде как есть отдельные картинки, которые по идее должны передавать общий подтекст, но его нет.
Сапковский и правда талант, вот эти сцены из «Крещения огнем»
«Проезжали мимо полыхающих деревень, мимо дымящихся и тлеющих пожарищ, мимо поселков и мыз, от которых остались только черные квадраты выгоревшей земли и резкая вонь промоченной дождем гари. Спугивали стаи ворон, обжирающихся трупами. Миновали группы и колонны сгибающихся под тяжестью тюков и сундуков, бегущих от войны и пожара кметов, отупевших, отвечающих на вопросы только испуганным, ничего не понимающим и не выражающим взглядом пустых от несчастья и ужаса глаз.»
«Была картина с сивой лошадью в черной попоне. Животное, покачиваясь, ступало по краю побоища, пробираясь между навалами трупов и вбитыми в землю обломками копий, тихо и со свистом ржало и волочило за собой вывалившиеся из распоротого брюха внутренности. Добить лошадь они не могли – кроме нее, по полю шатались обдирающие трупы мародеры».
заруливают ПЛИО в ноль.
будем считать ты мне напомнил про «Замок ужаса», когда в следующий раз буду на сайте обязательно отпишусь))
На фантлабе уже обсуждают «Сезон бурь» – новую книгу цикла, пока только в оригинале, но думаю перевода ждать недолго.
да я слышал, на форуме на днях сообщили. ждем, игра будет еще не скоро, если новым том появится к Новому Году – считай прямо подарок будет))