Стивен Хантер – «Я, Потрошитель»

Дата: 27th Январь 2020. Автор: Chertoznai. Рубрика: Разное
%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%b5%d0%bd-%d1%85%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80-%e2%80%93-%c2%ab%d1%8f-%d0%bf%d0%be%d1%82%d1%80%d0%be%d1%88%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%c2%bb

Давно у нас ничего не было от гуру ганни-романов, ну помните, нет ПБС – нацепите картофелину, или картонную трубку, и вуаля, вы крутяк, а если пулю в бумажечку завернете и забьете эту хуиту это чудо в ствол – то пожалуй даже крутяк-профи. Многие задают вопрос, зачем читаешь или смотришь такое гэ? Все просто, меня прет от этого. Дико угараю, когда на серьезняке задвигается лютая блажь уровня дебила-третьеклассника. Признаться по честному, я думал Стиви уже умер. Было грустно, у меня ведь оставался всего один непрочитанный роман про папашу Боба. И это такая лютая дрянь, что я нахожу силы одолеть лишь 10 страниц в год. Но когда-нибудь надеюсь добью и это, ну а пока парочка новых шедевров. От «Я – снайпер» Стиви перешел к «Я – Потрошитель». Да-да, это оно самое, 1888 год, Уайтчепел. Страшные события через призму гениального видения талантливого писателя, у которого зэки строят дорогу на Северный Полюс, вдруг Сталин решит сгонять туда на выходные, прямо через Северный Ледовитый океан.

Сразу предупреждение, если вы надеялись, что Хантер как-то свяжет в один узел все произошедшее, то забудьте. И даже не рассчитывайте на это, как и на худо-бедно реальность происходящего. Кому лень гуглить – там было целых 11 убийств. Одиннадцать! Пять тех, что приписывают Джеку, и шесть которые идут немного в другом ключе. Какие-то совсем не в эту тему, другие – близко к ней. Раз взялся за тему, так может стоит все осветить? Но нахера, это ж думать надо. Изучать, размышлять, утрясать, переделывать. А это немыслимо для гения. Потому и получается, как правило шлак. Знавал когда-то таких хгениев, для них даже свой собственный текст перечитать это невероятное западло, надо было поскорее захерачить нетленный шедевр на 30 ресурсов, а потом пучить глаза и удивляться со своих же перлов.

Повествование разбито на две линии, журналиста-ирландца Джеба, вхожего куда угодно, и самого Джека. Журналюга (а это, внимание, сам Бернард Шоу, который к этому времени в реале уже накатал несколько романов) как и положено подгоняет жаренные факты в издательство, когда они есть, а когда их нет – штампует сам. И то самое знаменитое письмо «…зажарил почку и съел» написал как раз именно он. Ну а реальный Джек бродит по улицам с мыслями кого бы зарезать и…. и в общем это все. Ведь можно было бы подключив допы (как похожие убийства, так и саму эпоху, ибо на конец 19-го века Лондон крупнейший город мира, где кого только не было, люди со всего земного шара, сотни верований, религий, это не считая всякой традиционной оккультики) сделать конфетку: секты, пророчества, голоса и видения. И это не говоря о теме шизофрении, столь обожаемой писателями триллеров («Лес мертвецов» на эту тему был прекрасен). Думаю что даже Тилье, который у меня проходит по категории «так себе» на подобном основании смог бы выстроить худо-бедно нормальную историю, а не тупое «кого бы мне сегодня зарезать?» Потом, конечно, провалил бы конец, но вступление было бы наверняка хорошим. А тут сходу днище, блять, ну как можно все так просрать? Джек – маньяк, со всем из этого вытекающим, сдвиг по фазе, заебы, своя, непонятная другим, но логика. Да по колхозам истории бывают поинтереснее в сто раз, внучка вовремя не заставили выпить таблеток, чтобы он с гномиками не разговаривал, и людьми на картинах, и он херачит своих опекунов трубой, а потом сидит три дня в одних трусах в тракторном бункере, в ноябре, и даже не простужается. Или когда у секты сатанюг наметилось затмение, и они под это дело взялись за ножи, два или три убийства, но люди буквально боялись выходить в свой двор. И это, блин, без грамма выдумки. А тут даже сами убийства никакие, Джек перерезает горло, кровь стекает как сопли. Ибо… эээ… ну тогда бы Джек измазался, пришлось бы включать мозг, думать, как же так сука вышло, что человек должен быть измазан как после бойни, а его никто не заметил. Вроде скотобойни были рядом, но обычно там и фартуки выдают, и шмотье под это дело можно использовать самое плохое. А свидетели говорят, что подозреваемые были одеты заметно лучше, чем работяга на забое. Может и правда, разделывали где-то, а уже потом подкидывали туда, где нет людей? То, что крови маловато на месте преступлений отмечали многие современники. Может, стоит на это внимание обратить, что в темноте, с регулярным хождением полисменов туда-сюда как-то не очень удобно что-то от кого-то отрезать?

Но, даже слива маньячилы Стиву было мало, и он начинает на серьезных щах толкать мысль, что Джек борется с системой. Убивая проституток, т.е. тех, кто опустился на дно жизни как раз из-за системы. И это лишь начало, ибо к расследованию подключился профессор изящной словесности, именно с его подачи журналист Джеб приходит к выводу что Джек, несмотря на дислексию (об этом ниже) мог быть даже архитектором (ага, в чертежах именно то место, где буквы и цифры могут перескакивать и всем на это похер), но вообще все говорит о том, что он мало того, военный, так скорее еще и разведчик-рейнжер. Честно говоря, тут я затаил дыхание, у меня была надежда, что Джек окажется снипером, и не просто снипером, а прадедом нашего Бобика Суэггера! Там целая династия сниперов, в кого не плюнь, попадешь в снипера. Но увы, не повезло. Это просто Рэмбо своего времени, герой войны в Афганистане, понахватавшийся дурных привычек, с переброской кишок через плечо, у пуштунов. А еще Джек оказывается гуманист и сын священника:

– Ну как же, разве это не очевидно? У этого человека есть вера, и он выражал ее всякий раз, когда наносил удар. Это его фундамент, его религия, его бог. Он искренне в это верит.

Должно быть, выражение моего лица развеселило Дэйра, и он наконец сжалился надо мной.

– Этот человек в первую очередь гуманист.

Гуманист? Гуманист-душегуб? В этот момент я подумал: «Прощай, Шерлок Холмс!»

Ведь он убивал сразу, а значит это гуманизм и никак иначе. Вообще-то гуманизм это человеколюбие и оно находится на другом полюсе от убийств, причем любых. Даже Декстера нельзя назвать гуманистом, он маньяк, пусть и с принципами, но человеколюбия в его действиях нет. А тут терзание трупов как есть, множественные колотые раны, удаленные внутренние органы и это извольте видеть, гуманизм как он есть. Вот такая вот фигня. Да, дислексия, Стиви объясняет грамматические ошибки в надписи на стене именно ею, не неграмотностью косноязыкого мигранта например, хоть самого Джека, хоть того, кто его спугнул и хотел намекнуть на его национальность, а достаточно редкой болезнью. Видите ошибки в слове – это дислесия, иного и быть не может. Короче надо искать Рэмбо-гуманиста-архитектора-чистильщика с дислексией. Походу кто-то забыл принять таблетки, а кто-то другой спрятать компьютер от Стиви подальше.

Чего стоит вся эта туфта на самом деле? Как обычно, ничего. В подобный бред поверит … да не знаю кто. Совсем ребенок что ли, но никак не выдающийся драматург, у которого часть профессии это профессиональное выписывание характеров. Это семилетнему школьнику можно втереть бредни про Рэмбо-гуманиста с отрезанными ушами на веревочке, а взрослому – никогда. Но по другому Стиви интригу строить не умеет, вы уже наверно догадались что женщин потрошил сам профессор. Типа от него когда-то сбежала шлюха, с цепи в подвале, и он мстил им всем. Вот такая интрига, но не переживайте, Джек умер лютой смертью, его ранили, крысы накинулись как по команде, а потом пуля в башку, конец. Ну а чего вы ждали от Хантера, в самом деле? Он не смог реализовать богатейший задел этой мрачной истории, так откуда у него возьмется талант толково подбить итоги? Все закономерно, история просрана, финал – разумеется тоже.

Давно такого днища не видел, ой давно. Главная загадка викторианской Англии убита на корню. Там хватало странностей, темных пятен, и… и все строится лишь на доверчивости Бернарда Шоу, которому тогда было уже за 30. Типа вам нужен гуманист с ножом! Позорище, иного цензурного слова я найти не могу. Впрочем, все как ожидал, просрать все – на это у Хантера талант.

Чем все закончилось в реале? По большому счету ничем. Убийства так или иначе остановились, несмотря на десяток подозреваемых известных и не очень, никой конкретики нет. Не так давно прошла новость, что чужое ДНК с одежды одной из убитых женщин совпало с ДНК дальней родственницы Аарона Косминского, одного из подозреваемых уже тогда. Конечно, это подали под соусом «Потрошитель найден!!!» Чел и правда был странноват, через пару лет после описываемых событий прочно заехал в дурку, на 28 лет. Но сами понимаете это сейчас с помощью ДНК можно было бы надавить на подозреваемого, а спустя 100 с гаком лет откуда там взялось его ДНК можно только гадать. К тому же и происхождение шали, той, откуда взяты образцы, мутное, типа она была слишком дорогая, не по карману шлюхе, дающей за три пенса, но и Косминский там чуть ли не из помойки питался, так что история совсем темная. Его, не его, какие именно следы ДНК, чья на самом деле шаль и прочее, вызывает одни вопросы. Так что по большому счету это никак не приблизило к разгадке. К тому же говорят, что английского Аарон не знал, а это ставит крест и на письмах, и на той надписи, где нашли обрывок фартука, и особенно на разговорах. Свидетели отмечали именно общение будущих жертв с каким-то чуваком. Так что ДНК есть, и говорят, что даже совпало, но источник его сомнителен, да и незнание английского Косминским тоже не прибавляет этой версии плюсов.

Кому интересно, на эту тему есть пара книг на флибусте. Первая – Патрисии Корнуэлл, там версия всего одна, типа чикатилил известный художник Уолтер Сикерт. База подводиться красиво, типа и вот факт туда, и вот, и пятое, и десятое. Оговорки родных, привычки и поступки именитого художника на самом деле заставляют задуматься. Сказать, что этот чел был странным, это не сказать ничего.  Павленский и тот матерый театрал, у которого говно жрут на сцене – дети малые по сравнению с Сикертом. К тому же при небольшой фантазии можно усмотреть сходство комнаты Мэри Келли с изображениями на картинах Сикерта. Конечно, они нарисованы спустя годы, отличий хватает, да и фотки наверно уже были опубликованы, но те не менее. Впрочем, даже если что-то и притянуто за уши, книга в любом случае заслуживает внимания, ибо передана как атмосфера Лондона 19-го века, так и то как, где и кем были найдены тела, как проводились расследования и все такое. Верить или не верить, личное дело каждого, ярлык маньяка на родоначальника английского импрессионизма сами понимаете повесить не просто. Но в чем можно быть уверенным, так это в том, что Сикерт был крайне странным человеком, с дичайшими заскоками, синдром дефицита внимания там пожалуй самое безобидное, тонкая пленка на здоровой бочке, наполненной херней до краев, и кто знает что там было на самом дне. По крайне мере я так вижу, что этот человек подходит больше Аарона. И вторая книга от Тревора Мариотта, тут снова подробности по жертвам, и в этот раз и по подозреваемым. Ну кроме разве что Ван Гога или Льюиса Кэрролла, их некоторые тоже в Джеки записывают. Здесь автор выдвигает свою гипотезу, в виде моряка торгового флота. Ибо похожие убийства были и в Германии, и в США, и в Центральной Америке. Но я бы сказал, что похожесть там условная, и насколько кричащие газетные заголовки соответствуют истине – большая загадка. Могли просто спекулировать на теме, поднимая рейтинг.

Как я вижу сабж, в чем можно быть уверенным почти до конца, так это в том, что Джек имел зуб именно на проституток. Характер травм, явная общность психологического портрета четырех каноничных жертв из пяти (т.е. женщины за сорок) говорят, что Джек явно сводил счеты, ассоциируя жертв с кем-то насолившим, а точнее насолившей. Он выходил не просто убить кого-то беспомощного, как Чикатила, а убить кого-то с конкретным психотипом. Кто тут был праобразом – мать, мачеха, тетка, можно гадать бесконечно. Мэри Келли явно не вписывается в этот ряд, ей было всего 25 (порою пишут 23), и главный трэш почему-то достался именно ей. Кого можно ненавидеть еще больше, чем того, кто причинил боль? Только тех, кто не заступился по какой-то причине, как например, старшая сестра. Думаю, не могло не быть тяжелой детской травмы, после которой будущий Джек возненавидел женщин-проституток. Может он раз за разом отхватывал люлей от случайных собутыльников-клиентов той самой мадам, с которой жил. Может его тоже заставляли заниматься чем-то подобным, и это могло наложить свой отпечаток. Детская проституция в то время цвела пышнейшим цветом, так что потенциально подобное могло быть. Так же потенциально можно попробовать поискать подозреваемого по его отношению к женщинам в своей семье. Почему, смотрите выше, серьезный заскок на ударах в пах и живот, без символизма тут явно не обошлось, но за давностью времени сомневаюсь, что такие подробности получиться найти. Это самые простые и очевидные варианты, посложнее – сдвиг накрыл уже в зрелом возрасте. Психическое здоровье человека зависит порой от нескольких миллиграмм какого-нибудь вещества в нужном месте, если организм его недополучает, возможна разная фигня. В том числе и такая, с идеей фикс, корни которой могут быть в каких-то третьестепенных переживаниях. Тут уже нужны дипломированных психиатры, сложные методики, куча анализов, наблюдений, которым в то время просто неоткуда было взяться.

Конечно, можно свалить все на какую-нибудь венерическую заразу, как повод, но что-то мне говорит это не просто месть за гонорею или сифилис (которые в то время ничем экстраординарным к тому же не считались) а что-то застрявшее давным-давно в подкорке мозга. Весь вопрос в том, почему все (пять каноничных) убийств произошли так быстро, за три месяца и почему их было всего пять? Какая-то регулярность совсем нерегулярная. Маньяки как правило не могут остановиться сами, худо-бедно можно доплюсовать еще пару убийств, но один хрен так просто подобное у психов не заканчивается. У сектантов или культистов, с мощной базой подведенной под заскок – может, в иных случаях – обычно нет. Что-то должно было произойти, то ли и правда Джек уехал, то ли его присадили за что-то другое. В любом случае, думаю, что в ближайшее время никак прорывных открытий, однозначно указывающих на какого-то человека, не будет.

Пара документалок на тему конца 19 века:

  1. SergioPechkin:

    Эм. Хантер что? Ни разу за произведение не передернул на чей-нибудь ствол или тактикульную снарягу? Быть не может! Ушел читать проверять. :D

    • Chertoznai:

      Ничего святого у тебя нет, все ради этого и пишется: крутой ГГ решительно сжимая крутой ствол, допиленный в тысяче мест, в полный рост расстреливает плохишей как курей в загоне. В этот раз с тагтичностью сам понимаешь не ахти, конец 19-го века на дворе, поэтому все лавры перепали красивому ножику Джека, который тот таскает прямо за поясом)))

  2. Chertoznai:

    Добавил два документальных фильма для понимания как и чем жили люди того времени.

    Так, второе видео, про Викторинаскую эпоху, на ВК, то отображается, то нет. Вот прямая ссылка

  3. Konstantin:

    Как я вас понимаю, на счёт чтения всякой фигни. Иногда бывает, что попадается редкостная хрень, но она такая дурацкая и наивная, что ржёшь, как будто комедию хорошую читаешь)))

    • Chertoznai:

      Давай на ты, «вы» меня напрягают ;)

      Скоро еще будет эпик от Хантера, надо допилить текст немного. Старичок явно обрел второе дыхание, последние книги просто шедевральные. Иногда даже заснуть не могу, смеюсь вспоминая прочитанное.

Spam Protection by WP-SpamFree Plugin