Книга посвящена, точнее должна была быть посвящена теме гигиены в Средние века. Аннотация прямо таки орала «скачай, скачай!!!», ибо гласила четко и недвусмысленно, все было не так, как считается. На самом деле все вокруг было в чистоте, рыцари – это ум, честь, совесть как в рыцарских романах, ну и т.д. и т.п. Как тут устоять? Особенно с учетом комменстов в топике, что книга – лютый отстой.
Начал читать и… собственно сама тема мылись или не мылись, начинается в пятой главе, т.е. с середины книги, точнее – 48, 62%. Что до этого? А до этого раздувание объема, вот смотрите – есть рецепты укрепления волос и выведения веснушек, а вот, в каком возрасте по мнению современников женщина увядала. Какое это отношение имеет к гигиене? Где связь между мыться/не мыться и методами лечения, или возрастом женщины или даже мужика? Лады, есть такой средневековый рецепт, чтобы не болело горло, на шею одевают связку живых червей. Давайте и это впиндюрим сюда, к гигиене отношения не имеет, но зато придает объем. Увлекательно, но совсем про другое, нет?
И когда, наконец, доходит до мытья, то тут все замешано в такую смрадную кучу, что любое мыло из бараньего или свиного жира будет образцом благоухания. Вырубили леса? Так ради мыла!!! Два короля имели бани? Ну так все их имели!!! Не могли мыться каждый день? Как можно чаще меняли одежду!!! История, вашу мать. Леса вырубали не ради мыла, а ради производства древесного угля, который дает более высокую температуру в кузне. Для получения мыла нахер не нужна была заоблачная температура, в 700 или 1000 градусов. Это жир, вашу мать, жир!!! На пальцах, как изготовляется мыло: берется котелок, в него бросаются остатки с туш, которые больше ни на что не годятся, неликвид если хотите, кости с обрезками, забракованный нутряной и подкожный жир, хрящи. Все это дело варится, пока не отойдет весь жир, т.е. стоит рядом с очагом несколько дней. Затем жир сливается, и смешивается с какой-нибудь доступной щелочью (содой, или на крайняк даже золой), если есть – добавляется отдушка, чтобы так не воняло, ибо жир есть жир, и пахнет это мыло само по себе не ромашками и морем, а как старая монгольская юрта. А теперь, внимание, варить жир можно параллельно с приготовлением еды, и с обогревом жилья. Место на очаге пустует – передвинули на огонь, надо варить похлебку, отодвинули посуду с будущим мылом чуток подальше. Были ли в Средние века мыльни и бани – были, вот только речь о мытье каждый день вообще не шла. Именно отсюда колоссальное количество болезней, связанных с чистотой, как самих людей, так и городов. Да, считалось что причины болезней – это миазмы, но сам миазм у людей средневековья, начинался примерно тогда, когда современный человек от этой адовой запашины упал бы уже в обморок. В деревне с водой было проще, но даже там рубить лес «для баньки каждый день или хотя бы через день» хрен бы кто разрешил. Собирать разрешалось хворост, т.е. то, что само упало или отгнило от корня. Помните, детское – пошел дровосек в лес за хворостом? Это именно оттуда, потому что быдлу рубить деревья ради дров не разрешали. (Дефицит леса видно даже сейчас по уцелевшим зданиям Средневековья, и чаще всего это деревянный каркас – фахверк, а пространство между балками – это плетень из веток, забитый смесью глины, навоза и соломы. Рубленные дома можно найти разве что в Скандинавии). Летом оно веселее с водой, конечно, но остальные полгода даже в солнечной Франции, это температура при которой уже не покупаться в ближайшей реке. В городе ситуация была еще более сложной, там воду нужно было еще найти и принести, затем нагреть, и все это стоит денег, как впрочем общественные бани-мыльни. И самое вкусное – замки, это прекрасно, что полтора короля любили мыться в прямо ванне, но это нихера не говорит о том, что подобное приятное времяпрепровождение было доступно абсолютно всем обитателям замка. Напомню, порой стоимость замка равнялась стоимость колодца в нем же. Иначе говоря, вода была ценным ресурсом, и если семейка аристократов могла себе позволить и дрова и воду, то обслуга и стража – нет. Максимум на что можно было рассчитывать – на обтирание мокрой тряпкой. И я бы сказал, эта мокрая тряпка была главным средством гигиены вплоть до 20-го века. И как нам говорит авторша, а если совсем не покупаться – то меняли одежду как можно чаще. Точно, у каждого кмета было по семь костюмов. Марк Твен, 19-век на дворе, классическое:
Затем Мэри достала для Тома костюм, вот уже два года надевавшийся им только в воскресные дни. Костюм назывался «тот, другой», - и это дает нам возможность судить о богатстве его гардероба.
Какие перемены одежды, вы вообще о чем?! Да-да, не мылся один день, переоделся, так к субботе семь комплектов насобирал. Правда, что-то я очень сомневаюсь, чтобы какой-нибудь крестьянин вообще видел за всю свою жизнь семь комплектов шмоток разом. Просто чтобы видел, не одевал, а видел сразу семь комплектов своей одежды.
А ну и да, в легендах рыцари не такие, а легенды не врут. Точняк, особенно если они 19-го века, когда романтизация вошла в моду, а все случаи резни, убийств, пыток и прямого геноцида со стороны рыцарей просто запишем в мифы, потому что портят благостную картинку с единорогами, блюющими радугой.
Самое смешное, в книге есть упоминание Рут Гудман (о ней мы еще когда-нибудь поговорим, ибо этот человек стоит того) но в каком-то совершенно шизофреничном контексте, мало того допридумано то, чего никогда в документалках не было, но это бог с ним, заявлено что вот Рут не купалась неделю и все нормально. Вот конкретно это – было, но подобные вещи наступают на песню всей книге, от и до. Историк без дураков, к тому же практик-реконструктор (не в том смысле, что раз в месяц выходит в лес в «эльфийских» шмотках, приготовить пожрать в палатке в лесу, а в том, что месяц за месяцем ведет домашнее хозяйство, проживая в аутентичном доме, готовя аутентичную еду и юзая только соответствующие эпохе инструменты и методы), говорит что, обтирая тело тряпками и расчесывания, но не моя волосы, вполне можно нормально жить (в фильмах реально труъ условия – освещение, дом, еда, хозяйство – соответствующее эпохе и сроком не на два дня), а вся эта книга прямо кричит – мылись или меняли одежду каждый божий день, потому что чистота!!! Неужели ничего не зашевелилось в голове, ведь эти самые документальные фильмы с Рут разжевывают бытовую часть жизни людей прошлого как ничто другое. Что ели, во что одевались, как мылись, чем чистили зубы и многое другое. Как можно одновременно смотреть документалки, где мытье условно говоря по праздникам, и в это же самое время написать целую книгу про мытье и смену одежды каждый день? В голове не укладывается, это какая-то лютая шизофрения. Грешным делом я даже подумал что Мартьянов, наш любимый Гуня, сменил пол и решил снова наступить на прежние грабли.
Так что же с мытьем? Бани – были, люди – мылись, но далеко не каждый день и даже не раз в неделю. Вы сначала посмотрите на то, в каких условиях жила огромная часть людей, хотя бы вот:
Пересмотрите Терри Джонса «Жизнь в Средневековье», самая первая серия как раз про крестьян.
Все еще серьезно верите в ежедневное купание? В условиях города или замка горячая вода – это удобство доступное каждый день лишь верхушке – аристократам, купцам и т.п. Основная масса обходилась малым – обтиранием, благо опыт Рут говорит, что это вполне реально. И я так подозреваю, многие люди вообще никак себя не утруждали даже этим, и отсюда столько кожных болезней, лютовавших в Средневековье. И говорить тут стоит не о том, что рыцари – это сплошь святые паладины, и как несчастные 9 бань обслуживали целый город (вообще «ну были же» – крайне странный показатель, хотите доказать что все было прекрасно и самое главное, массово – где акведуки, где следы постоянного времяпрепровождения в банях, где канализации, в Риме, например, все это худо-бедно было), а о том, что в Средневековье была грязь, ее было много (и это внимание, нормально, представьте мир без асфальта и бетона. Вот вы сегодня вымазали одежду, прямо за порогом своего дома, потому что за ним сразу грязь, завтра одеваете чистую, снова делаете шаг за порог – и чистая одежда тут же становиться точно такой же грязной, как и вчерашняя), но на самом деле есть куда более грязные эпохи, когда города выросли еще больше, буквально в разы, а систем водоснабжения и канализации все еще не существовало. Новое время и Промышленный век по количеству нечистот на квадратный метр заткнут за пояс любое Средневековье, кроме разве что Германовского, с замками из говна. Вот это ключевое, а не то, что Средневековье пахло розами. Повторюсь, никто специально грязью не мазался, но и трагедии из-за «я сегодня не покупался, дайте мне срочно смену одежды», не делал. Это касаемо 99,9% населения, у которых не было личных прачек и ванн. Никто не бежал тут же стирать одежду из-за каждого посаженного пятна, и я так подозреваю, что большей частью люди мылись лишь когда тело начинало чесаться. Нет, ну правда, как Гуня заявлял – раз короли жили по 90 лет при своей ужасно нервной работе, значит и другие люди, типа крестьян (у которых вообще никаких проблем не было), могли без проблем доживать до 90, а теперь такая же убогая херня перекинута на мытье. Ну раз короли, то почему бы не все, ага.
По уму – стоило бы расписать тему вообще отдельно, по социальной лестнице, ибо это то ключевое, что есть в ранжированном обществе. От положения в социальной иерархии напрямую зависело то, что человек может себе позволить. Это касалось одежды, ее цвета, длины, материалов. Да-да, порой ограничения накладывались даже на цвет, и речь даже не о сверхдорогом пурпуре, а об совершенно обычных цветах, например желтом или синем. Это же касалось еды, начиная с хлеба, для крестьян – черный, для знати – белый, даже теории подводили под это дело, связывая с деятельностью той или иной группы людей. Типа ржаной хлеб лучше подходит для физического труда, а белый – для тех, кто работает головой. Во всем было деление по сортам, что можно и нельзя, и с каких пор можно. И это же касалось гигиены. Если я правильно помню, Генриху 8 зад вытирал специально приставленный человек, со специальными полотенцами сложного плетения, а какой-нибудь подмастерье или батрак вытирал бы свой зад пучком бракованной шерсти. У одного был специальный стул, а у другого – яма в земле. Неужели так сложно описать тему по нормальному, не напихивать левую херню, и не мешая все в кучу, а сделать так чтобы было ясно и понятно. Что и кому было доступно, деревня и город, ремесленник и аристократ, купец и крестьянин. Сколько зарабатывали и цены на посещение бани, но вместо этого какая-то жуткая мешанина, причем с совершенно левыми темами на пол книги. Нахера все это? Доказать что Средневековье не было грязным, были даже бани бла-бла-бла? По-моему сабж можно было раскрыть гораздо глубже и полнее.
Есть ли что-то полезное? Да, рецепты мыла, его история, стирка. Но главный вектор это просто трындец, невообразимая жуть. Как раз тот случай, когда выискивать крупицы не имеет никакого смысла, потому что главное направление мало того вводит людей в заблуждение, так еще человек явно не понимает ху из ху в средневековом мире и его законы. Проецирует единичные случаи среди знати сразу на миллионы, просто не понимает очевидного, что если обстирывали аристократов специальные прачки, то это не значит что так было у всех. В первый раз такое встречаю, обычно буйствует другая крайность, те самые замки из говна с червями-людьми (ну и т.п., снова единичные случаи, но уже грязноты, распространяются на миллионы, баньки Россиюшки VS грязная Европа, люди вообще никогда не мылись) а тут, извольте видеть, чистота!!! Нет, не чистота. Грязи и болезней на этой почве было с избытком, потому что даже еженедельное мытье тела не было нормой. Грязь, даже уличная, с потрохами, навозом, гнилыми овощами и прочим – не считалась миазмом (это современный человек когда видит ведро мочи, собранной за неделю – тут же поперхнется, а тогда даже бочка с забродившим говном, в которой замачивали шкуры перед выделкой кожи, не вызывала никаких особых эмоций), поэтому холера, дизентерия, гепатиты были частыми гостями людей Средневековья. Подумайте, откуда они брались, если с гигиеной было все так замечательно, как нас пытаются убедить.
P.S. охренел настолько, что погуглил авторшу, почему-то результатами не удивлен, тут и IQ вашего кота, и Берия, и Блудливое Средневековье, и пучок биографий поп-див с удивительно скромными названиями.
Можно, конечно вспомнить, что был ещё банально простой щёлок, но он тоже брался не сам собой и его тоже нужно было экономить.
Так же не забываем тёплый климат (относительно) в Европе привёл к тому что население там неплохо росло, а в случае кого универсальным материалом: топливом для всего, стройматерилом для всех сфер вообще, было дерево, то проблема дефицита возникла довольно быстро, а греть воду – очень энергоёмкое вещество, в количестве чтобы помыться стало банально слишком дорого, так что позволить это себе буквально мог не только лишь каждый)))
А когда из нового света привезли такую «прекрасную» во всех смыслах вещь, как сифилис, это окончательно похоронило любую банную культуру которая всё ещё хоть как-то, хоть где-то, хоть немного оставалась со времён Римской Империи.
Так что с не мытость было все в порядке, такую роскош могли позволить себе реально далеко не все, просто на регулярной основе, за каждый день вообще даже речи не идёт.
Тема с ежедневной помывкой – это вообще вторая половина двадцатого века, но при нынешнем росте цен на коммуналку кое-кто, кое- где ищет способы сэкономить, в Британии до сих пор нормально когда человек бреется или умывается не под проточной водой.
Так щелок и есть зола))
Да, обогрев домов осуществлялся как правило ветками, а не поленьями, и это на момент 12-13-го века. Поэтому максимум именно что нагреть 2 литра вводы, и по очереди обтереться всей семье из этой горшка мокрой тряпкой
Кстати да, по сей день вода в некоторых развитых странах это роскошь, которую нельзя себе позволить без меры.