Рут Гудман – «Искусство провокации»

Дата: 14th Май 2021. Автор: Chertoznai. Рубрика: Разное
%d1%80%d1%83%d1%82-%d0%b3%d1%83%d0%b4%d0%bc%d0%b0%d0%bd-%e2%80%93-%c2%ab%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%ba%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8%c2%bb

Полностью название звучит так «Искусство провокации. Как толкали на преступления, пьянствовали и оправдывали разврат в Британии эпохи Возрождения», но чтобы оно не занимало сразу 8 строчек в боковом меню, я его подсократил. В оригинале там и вовсе «How to Behave Badly in Renaissance Britain». Понятно что это эдаким допиленным макаром попытались слепить завлекалочку, но неприятный осадок из-за этого все равно не пропадет.

Итак, совсем недавно я писал о впечатлениях от «Чумазого Средневековья» и там уже упоминал Рут Гудман. Пришла пора рассказать подробнее, что это за человек. Это участник нескольких исторических проектов BBC, ее можно увидеть в «Ферме по времена Тюдоров», «Викторианская ферме», рождественские выпуски по этим же темам, «Георгианская ферма», «Как построить средневековый замок» (про Гиделон), «Викторианская аптека», «Ферма во время войны», «Полный вперед». Плюс ни в каком виде не переведенные «Истории Зеленой долины». Есть даже забавное камео в не менее прикольных «Худших профессиях в истории Британии» с Тони Робинсоном. О чем обычно сериалы: берется эпоха, люди ищут примерное место действия, как в этой эпохе и юзают ту жизнь, уж не знаю с перерывами или на самом деле живут по году, но погружение в мир отличное. В ходу все то, что примерно использовали современники представляемой зрителю эпохи, аутентичные костюмы, печки, еда, способы заработка, методы возделывания земли, охоты, рыбалки, ухода за животными. В какой-то степени это реконструкция, только самого высокого полета, ибо в теории составить мнение это одно, а проверять его на практике, живя в соответствующих условиях, день за днем, это совсем другое. Лично для меня такие документалки дико интересные именно в плане быта, и к сожалению эта тема в телевидении раскрыта крайне слабо, кроме вышеназванных вещей что-то еще похожее найти крайне сложно. И вот, наконец, одну из книг Рут перевели на русский язык, к моему великому сожалению тема почему-то выбрана не по основному профилю сабжа. Т.е. человек обладает потрясающими знаниями по практической стороне жизни в нескольких эпохах, которые знакомы лишь единицам, но пишет книгу о воспитании и поведении. И увы и ах, большая часть книги именно про это, и вот у Рут вопрос гигиены раскрыт гораздо лучше, хотя это как вы сами понимаете это лишь краешком касается главной темы, т.е. тем, что считалось приличным и неприличным во времена Тюдоров.

Грязные, неприятно пахнущие, истекающие непонятными жидкостями, безобразные человеческие тела лучше всего держать подальше от глаз и мыслей приличных, вежливых людей. Из всех «приватных» частей тела наиболее вероятным, конечно, было в течение дня обнажить зад. Мужчины могли развязывать гульфики (примерный эквивалент расстегивания ширинки), если им нужно было только отлить. Повернувшись спиной, вы успешно скрывали гениталии, да и способов скрыть звук и запах тоже было немало. Например, довольно часто встречаются упоминания о том, как люди писают в камин или дымоход. Это один из способов скрыть запах – особенно если возле камина стоит горшок. Благодаря тяге запах мочи уходил вверх вместе с дымом. Кроме того, запах дыма сам по себе неплохо маскировал другие неприятные ароматы. Менее вежливые мужчины (или те, кому совсем уж приспичило) могли отливать прямо в огонь или золу, где моча быстро испарялась. Несколько мгновений пахнет очень неприятно, а потом все рассеивается (да, я лично при таком присутствовала). Если же камин не горит или в него отливает сразу слишком много мужчин, то это весьма гадкий и вонючий вариант. В высокой концентрации запах мочи уже не маскируется запахом дыма – он становится просто ужасным и держится очень долго.

В прошлом я часто рассказывала (в книгах и по телевизору) о своих личных экспериментах с этим режимом гигиены: в течение определенных периодов я вообще не мылась водой, вместо этого нося и регулярно меняя полный набор льняного нижнего белья. И, к своему удивлению, я обнаружила, что при этом можно достичь довольно-таки неплохого уровня чистоты. Вы, конечно, будете пахнуть не так приятно, как после ежедневного приема душа, практически обязательного для современной жизни, но, с другой стороны, вонять вы тоже не будете. Слабый запах на близком расстоянии почувствовать можно, но здоровье кожи остается хорошим – если честно, даже лучше, чем при регулярном приеме душа.

Старая вера в очищающую силу льна – не глупость; она отражает вполне очевидную истину: чем чаще вы стираете одежду, тем чище будете. В XVI–XVII веках большинство людей мыли руки, лица и ступни водой. Немногие избранные наслаждались приватными горячими ваннами и банями (Генрих VIII, например, строил в своих дворцах большие ванные комнаты), но большинству приходилось рассчитывать на стирку и чистый лен для ухода за всем остальным телом. Таковы были реалии повседневной жизни.

Обед и, в меньшей степени, ужин были главными домашними мероприятиями в любой семье. Дело было не только в приеме пищи. Обед занимал квазирелигиозное положение в повседневной жизни, неся в себе отголоски Святого причастия. И к этим отголоскам вполне умышленно обращались священники всех деноминаций в своих проповедях, говоря о гармонии и о том, как важно послушание и подчинение «естественной» и «данной от Бога» иерархии. Молитвы в начале и конце обеда задавали тон, отделяя прием пищи от всего, что происходит в доме до и после, и придавая ему особое значение.

Чтобы дать вам представление, до каких высот аристократы довели этот ритуализированный подход, я опишу вам первые несколько минут церемонии накрытия стола в доме виконта Монтегю в самом конце XVI века. В десять утра дворецкий-джентльмен собирал слуг, отвечавших за скатерти и мытье рук («ewery»), хлеб («pantry»), питье («buttery») и серебряные, оловянные и другие столовые приборы («seller»). Йомен-скатертник выкладывал все скатерти, тазики и кувшины на небольшой столик; подготовив все необходимое, он брал главную скатерть для стола лорда, и дворецкий-йомен (подчиненный дворецкого-джентльмена) сопровождал его «с надлежащей почтительностью». Они останавливались и кланялись дважды: в первый раз – дойдя до середины комнаты, во второй раз – дойдя до стола. В комнате еще никого не было: они кланялись месту, куда позже должен был сесть лорд. Затем дворецкий-йомен целовал свою правую руку и клал ее на стол, после чего йомен-скатертник клал все еще сложенную скатерть на поцелованное место. Двое слуг аккуратно расправляли скатерть. В некоторых богатых домах это делалось специальными палочками, чтобы как можно меньше касаться скатерти руками. После этого слуги выходили из комнаты, снова останавливаясь посередине, чтобы поклониться. А ведь это еще только скатерть! Практически той же церемонией сопровождались все остальные предметы первой необходимости: соль, салфетки, столовые приборы, подносы.

Добиться телесной чистоты на практике – это уже совсем другой вопрос. Никто не хотел пользоваться мылом и горячей водой. Мыло уничтожало естественные масла, защищавшие кожу, а горячая вода заставляла раскрываться поры. Это считалось очень опасным, потому что, согласно медицинским представлениям того времени, раскрытая, лишенная масел кожа делала человека уязвимым для болезней. Невидимые источники инфекции, как считалось, переносятся по воздуху миазмами и стремятся попасть в тело любым возможным способом.

А теперь сравните это с бла-бла «Чумазого средневековья», где ради мыла вырубили все леса. Причем это уже эпоха Тюдоров, 16 век, не Средневековье если что, а мыло до сих в ходу едва-едва, не говоря о горячей воде. Все-все бежали в бани, ага, ведь их было целых 9 на город.

Ну да бог с ним «чумазым», ориентируясь на эти отрывки, представьте, какой на самом деле могла получиться книга о быте крестьян эпохи хотя бы тех же Тюдоров. И ведь самое главное, такая книга есть, вот список что выходило у Рут вообще, но в который раз, увы, переведен не самый интересный вариант. Крайне жаль, человек реально знает уникальные подробности жизни, в курсе исторических документов и проверки их практикой, но для перевода выбрана просто первая забавная книга, где самые интересные подробности всплывают лишь иногда.

Если вы не знакомы с перечисленными документалками, посмотреть их точно стоит, или хотя бы попробовать посмотреть, эта ниша такая узкая, что чего-то другого на эти темы просто нет. Книга еще более узкоспециализирована, чем сериалы, и для меня лично не на самую интересную тему, но как говориться, на безрыбье и рак рыба. Но все-таки ждем перевода чего-то еще. Я бы даже купил книгу, впервые за много лет, но с английским у меня никак, читать через гугл-переводчик желания нет. Про луки я читал, но там технических терминов не так много, смысл был примерно понятен. Здесь же самая мякотка, не хочу ничего упустить.

  1. Chertoznai:

    К слову, в «Зеленой Долине», участвует Стюарт Пичи, у него тоже есть ряд интересных книг, и здесь вообще нет переводов. На всякую лабуду у издателей деньги находятся, а что-то в канве практической истории – не, ну нахер.

  2. Konstantin:

    Это нужно в обязательный курс писакам, которые думают, что фэнтези это легко и просто…. Хотя – нет не поможет. Я уже сталкивался с вариантами когда чел, вроде пытается в фантастику, но на выходе такая волшебная дичь получается, что упоротое фэнтези выглядит научной фантастикой.

    • Chertoznai:

      я хотел писать, а не сцылковерчением заниматься!!! фэнтезя же, распечатай банку вазелина, и получай удовольствие от ипичных подвигов ипичных мужиков в ипичных кожаных трусах!!! крутизна, гей!!!! гей – в смысле боевой гимн!!!

      на самом деле если не вдаваться в подробности, то можно достаточно успешно писать на эту тему. запустить пару-тройку РПГ и просто походить по улицам городов и деревень. в Ведьмаках дома, улицы, обстановка воссоздана хорошо, государственные институты и т.п. проблемы начинаются когда автор пытается оперировать армиями, вместо того чтобы описать то, на что ему похер, вскользь. шла и шла армия, грабила по дороге кого могла – да и пусть, начинает играть в подробности, которых вообще не понимает и не представляет. изучать – нельзя, муза уже завазелинила и оседлала маэстро. проверять свой текст – тем более, истинные эпичные мужики пишут сходу набело. а потому… кому шедевра на лопате?

      • Konstantin:

        Самое дурацкое, что можно эпичные подвиги эпичных мужиков запхнуть в правдоподобный сеттинг, вот только это дольше делать поэтому принцип: «И так сойдёт», – будет ещё очень долго актуальным….

        • Chertoznai:

          Кто бы создавал этот правдоподобный сеттинг, уже выросло целое поколение на Игре Престолов. Ее же жрут, и при этом считают шедевром, так нахрена париться и выстраивать что-то аутентичное и продуманное, если можно надыбать эпичных картинок из интернета и захерачить богатое сильное королевство, где все завозное, кроме камней и снега, прямо на леднике. И миллионы будут это жрать, причмокивать и просить добавки.

Comment Spam Protection by WP-SpamFree