%d1%8e%d1%80%d0%b8%d0%b9-%d1%81%d1%82%d1%83%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%bd-%e2%80%93-%c2%ab%d0%b2%d0%be%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%be-%d0%b8%d0%bd%d0%b4%d0%b5%d0%b9%d1%86%d0%b5

Да, я в курсе, что ВЦИОМ заявил, будто 54% россиян непреодолимо мечтают платить налогов еще больше, и им принципиально наплевать на то, куда уйдут эти деньги, и что вместо обещанных 70 млн. вакцинированных к лету – их всего 8,5, т.е. показатель брехни с Олимпа в этот раз составил 8 раз. Короче, ничего удивительного, все в рамках капитализма, илита хочет продолжать жить на широкую ногу и ищет новые способы залезть народу в карман. Обещания никто держать не собирается, врут нагло, прямо в глаза, день за днем. Но политика так уже задрала, что сегодня статья будет о чем-нибудь другом. Благо неожиданно нашел десяток забытых набросков прямо на рабочем столе. Слава Крому, все по книгам, поэтому год-два большой погоды не сделают, постепенно опубликую все.

Итак, специально эту книгу не искал, индейцы у меня не в топе интересов, скачал с чем-то в куче. По сути это энциклопедия жизни, быта, мира, войны коренных жителей американского континента, и детальный экскурс по племенам и обычаям. Если, смотря сериалы или читая книги, вы интересовались, как на самом деле живут краснокожие, то этот труд для вас. Например, столь популярный обычай скальпирования расцвел пышным цветом лишь после прихода цивилизованных европейцев, до этого в ходу было отрезание голов.

Мне больше интересно было оружие и особенно луки. Местная специфика всегда найдет чем удивить. В качестве деревянной основы индейцами особо ценилась маклюра и ясень. Тем, где существовал дефицит этих пород (а американский континент достаточно разнообразен в плане климата, и того, что может там расти) – использовали можжевельник, гикори, шелковицу, белый вяз, сливу, кедр, вишню. И многие из этих пород заставляют удивляться, в Европе вишни и сливы вообще в таких вещах не озвучены, в основном из-за наличия смолы, точнее смоляных карманов, которые напрямую влияют на прочностные характеристики. Впрочем, по племенам предпочтения очень сильно разняться. Гикори омахи считали не труъ, в сырую погоду по их мнению такие луки теряли силу. А для кого-то и вишня была не особо хорошей. Короче, за века ничего не поменялось, походите по любому лучному форуму, там где пилят все сами, споры и дискуссии какая древесина лучше и почему не затихают никогда. У кого-то вяз самое оно, а у кого-то лучше лиственницы ничего не найти. Как нетрудно догадаться, порода дерева очень важна, но это еще далеко не все, а лишь часть успеха. Разумеется, ясень лучше осины или тополя, но крайне важно и то, в каких условиях выросло дерево, на каких почвах, на какой стороне холма и т.д. и т.п. Отсюда такие расхождения во мнениях, добавьте многочисленные варианты сушки (это и про саму финальную влажность и про методы ее достижения, где, в каком положении сушат, снимают кору или нет) и обработки (в первую очередь как выполняется нужная выборка заготовки, то есть распил/раскол и по какому направлению), которые оказывают свое влияние, личные предпочтения при стрельбе (кому-то  нравится мягче, кому-то жестче) – и получите то, что есть: дюжину вариантов на пять человек.

Что особенно выделяет луки индейцев – это их размер, они как правило короткие, есть образцы в 90 и даже 75 сантиметров, например, у шошонов. Но были и 140 см у шайенов. Кедровые луки оказывается не сушили, и арапахи покрывали его сухожилиями с обоих сторон. В Европе, например, это делали только с внешней стороны, типа на растяжение работает как надо, но опытный путь проб и ошибок именно такой, сродни изобретению пороха. Были чисто роговые луки, небольшие по размерам, мощные, но в сырую погоду бесполезные, из-за обмотки сухожилиями мест стыков. Ну да, практически как в Скайриме. Впрочем, все роговые луки отнимали массу времени и стоили очень недешево. А вот тетиву делали практически одинаково по всем племенам, из сухожилий, хотя конский волос тоже имел место быть.

Со стрелами тоже было все непросто, десяток стрел оценивался как лошадь или одна бизонья шкура. Помните «Выжившего», стрелы летящие в прекрасное далеко выше крон деревьев? Конечно, такого не было, стрелы стоили дорого, делали их медленно, порою лишь 3-4 в день, т.е. на одну уходило 2-3 часа. Из пород озвучены кизил, дикая смородина, вишня, рябина, ясень, ирга. Причем если в Европе и Азии была мало-мальская механизация этого процесса, то тут было все по заветам предков, только руками. А чтобы совсем было труъ – нужно было вырезать желобки, чтобы придать дополнительную прочность и жесткость стреле. Наконечники стрел, и перья – тоже разобраны, из чего, кого, сколько штук, почему и какая длина. При двух перьях, например, и правда стрела как будто парит, точность так себе, а при трех-четырех «врезается» в воздух, поэтому с точностью получше. И самый смак, двух одинаковых стрел у двух разных людей быть не могло, на них делали специальные метки, чтобы исключить возможные на этой почве траблы. Есть и похожие моменты у жителей Старого и Нового Света, как и в Европе индейцы в своих боевых стрелах наконечники к древку не прикрепляли намертво, чтобы ее можно было выдернуть. Но  при всем этом наконечники индейских стрел были в основном плоские, и это вполне объяснимо, для создания наконечников сложной формы нужен более высокий уровень цивилизации. Ну помните, да? Сначала у нас стрела это просто палка, обработанная в костре (углерод делает древесину жестче, главное не спалить древко совсем), потом приматываем к древку осколки обсидиана или кремня, если их нет – кости или рога, затем худо-бедно добираемся до эпохи металла и делаем копии этих наконечников из бронзы или железа. Объемные, с тремя или четырьмя лопастями, это уже явная попытка поразить что-то типа доспеха, которых у индейцев оставались редкостью. Ибо по мясу отлично работает плоский наконечник, зачем усложнять то, что и так выполняет свои функции. Нет цивилизации, нет продвинутой защиты, а значит, не нужно и то, что может ее пробить.

Так же юзались и отравленные стрелы, типа ищем гремучую змею, злим ее, чтобы она покусала печень оленя, а потом ждем, когда это дело совсем протухнет, и уже потом обмакиваем стрелы. Я так подозреваю, что даже просто в тухлую печень обмакни стрелу – этого уже хватит с лихвой. По крайне мере в Европе хватало наконечника в ране без всякого яда, болтают, что могли макать стрелы в говна, но даже обычная земля (типа перед началом боя стрелы просто втыкали в землю у ног) в ране может принести немало сюрпризов.

Далее разобраны копья, дубинки, томагавки и ножи, но там мне было не очень интересно, так что подробно не описываю. Ну разве что запомнилась односторонняя заточка ножей, дешевые по самое не могу, но при этом к удивлению всех, острые и практичные. Якутские или эвенкийские ножи тоже затачиваются только с одной стороны. Пересмотрел гору видео, типа да, пока все это в умелых руках выглядит так, что и правда в какие-то случаях подобная заточка явно удобнее. Причем относительно мягкий метал таких ножей не минус, а плюс, их можно заточить практически обо что угодно, хоть о камень, хоть о другой нож. Учитывая кочевой быт, оторванность от внешнего мира, и все такое, наверно что-то в этом есть. Потому что хорошие бруски для заточки стоят многовато даже сейчас, еще они хрупки, порой требуют специального масла, и пес знает чего еще. А в условиях зимовья или кочевья с этим дикие напряги, там лишь самое необходимое, как-нибудь надеюсь, расскажу об этом подробнее. Тут же инструмент в чистом виде, юзаешь не жалея, пока не сточится, потом берешь новый и все заново. В условиях цивилизации подобное все-таки нонсенс, а вот живи я в чуме или юрте, с минимум инструментов при себе, наверно бы задумался насчет односторонней заточки. Ну или хотя бы проверил, как оно, ибо те же финские пууко работают как бы на том же поле мяса-дерева, но у них более привычная геометрия.

С индейскими щитами вообще полный мрак, сплошь ритуалы и верования. Их в этой среде и так не мало, но щиты явно во главе индейского мумбу-юмбу. Еще мне зашло про индейские кожаные доспехи. Эта тема сама по себе крайне интересна, ибо кожаная броня это самый нищебродный вариант в условиях избытка подходящих шкур. Упоминания о подобном типа брони встречается как в Азии (Китае, Монголии, Индии), так и Европе (Дании, Англии, Франции). Так же многие коренные народы Сибири активно юзали подобный вид защиты, и до массового появления качественного металлического оружия, оно себя вполне оправдывало. И индейцы на этой ниве тоже могли кое чем удивить.

В 1540 году члены испанской экспедиции Де Сото предпочли заменить свои металлические доспехи на индейские кожаные.

Варианты в зависимости от племен могли быть такие – шесть слоев лосиной кожи – у шошонов, три слоя сыромятной – у черноногих, у пауни – два слоя и проклеенный песок между ними. И крест на доспехах из кожи поставили не огнестрел, как могло бы показаться, а металлические наконечники для стрел. (То самое, о чем писал выше, т.е. едва козырные, металлические наконечники перестали быть редкостью, так кожаная броня исчезла как класс). Видимо наращивать толщину слоев смысла не имело, из-за возрастающего веса брони. Не так давно попалась на глаза документалка, «Орудия смерти» (с этим названием есть два разных цикла, в этом ЕМНИП 5 серий) там ради эксперимента рубят относительно мягкую кожу саблей и она выдерживает. Не вываренная, не просмоленная, всего одним слоем и… держит. Понятно, что при такой мягкости (а она реально мнется без проблем) ударно-дробящее оружие может наворотить дел, да и стрела кожу пробьет, не говоря о копье, но на каком-то этапе истории, уже в Новое время, об этом виде защиты вспомнили снова.

На самом деле эта книга куда более обширна, чем просто отдельные виды оружия и защиты, которые я выбрал в качестве примера. Это и правда энциклопедия, охватывающая все, что можно охватить, так что кто неравнодушен к теме краснокожих и их быта – читайте смело, есть крайне познавательные вещи. Мне сабж не очень интересен (я даже RDR2 стер, пройдя всего четверть сюжета, и еще ни разу не пожалел, видимо это совсем не мое – прерии, томагавки, ковбои) поэтому писал лишь о том, что зацепило лично меня.

Spam Protection by WP-SpamFree Plugin