Жан-Кристоф Гранже – «Обещания богов»

Дата: 29th Сентябрь 2022. Автор: Chertoznai. Рубрика: Рецензии
%d0%b6%d0%b0%d0%bd-%d0%ba%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%84-%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b6%d0%b5-%e2%80%93-%c2%ab%d0%be%d0%b1%d0%b5%d1%89%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%b2%c2%bb

Долго откладывал этот роман, но после Ведьмака решил пора и… обломался. Зря держал как вишенку на торте. Вводная – Берлин, 1939 год, несколько жестоких убийств женщин из высшего света, самого-самого верха нацистской Германии. Расследованием занимается гестаповец Франц, на подхвате, типа помогает, доктор-психоаналитик, и директорша дурдома, наследница ленинцев-аристократов-миллионеров, сбежавших в США…

За что я люблю книги Гранже, за погружение в мир, и с этим было как правило хорошо. Было, потому что в этот раз это нескончаемый ад. До этого могу вспомнить ну разве что пару проколов, но в целом атмосфера была на высоком уровне, ну а здесь… до собственно нападения Германии на Польшу тот самый гестаповец вслух озвучивает само понятие «Второй Мировой войны», сами нацисты – это как понимает автор, недалекие и туповатые люди, смотрите, Гитлер же урод, ну кто такого будет слушать, в гестапо все подсиживают друг друга, поэтому если Франц (нисколько не следователь, ни разу и все это знают, а больше палач-дознаватель) не найдет за три дня новоявленного Потрошителя, то его или расстреляют или отправят в концлагерь. Психотерапевт, параллельно пытающийся понять, что к чему, ибо погибли его пациентки, оказывается, толкует сны женской половины верхушки Германии. И там у всех стабильно адовые заскоки, вызванные внимание, авторитаризмом и Гитлером. Сниться какая-то больная херня – это потому что нет свободы и демократии, а многотысячные толпы зигующих немцев от мала до велика хрен знает откуда. То есть по факту это какой-то параллельный мирок, типа «Человека в высоком замке», только гораздо хуже по качеству. Идея нацизма, до собственно захвата Польши, весьма импонировала верхам всей Европы, британская королевская семья, включая еще здравствующую Елизавету (пардон, сглазил), кидала зиги наперегонки друг с другом не просто так, им заходило то, что озвучивал Адольф. Он подвел базу под то, чем до этого занимались в колониях Англия, Франция, Испания, Португалия, и т.д. по списку, и вывел идею превосходства одних наций над другими, на новый идейный уровень. Эти идеи в немецком обществе получили самый горячий отклик, Гитлера реально обожали, и реально не самые глупые люди того времени. Не идиоты, уроды и козлы, как тут пытается показать Гранже, а этой идеей были заражены все, снизу до верху, все слои населения, все социальные группы. Немецкая нация в тот момент была на подъеме, успешная аннексия Австрии, прекрасный Мюнхенский сговор, когда Англия и Франция выступили на стороне Германии, какие сны о жутком Гитлере, тем более у верхушки промышленников, эсэсовцев, вермахта?! Или это так во Франции видят произошедшее? Типа появился какой-то невнятный хмырь, которому никто кроме дегенератов не верит, а потом раз и вся Европа дружно зазиговала, раз и 400 000 французов пополнили ряды вермахта. Потеряно ключевое, и потеряно предельно тупо, сама идея, которая делала из вменяемых людей бесчеловечных скотов. Вот о чем надо было писать, не сводить все к «…массовые убийцы нашли пристанище в СС», а о том, что это не дефект мозга делал из людей нацистов, и туда шли одни отбросы и никто больше, а идея расового превосходства убедила десятки миллионов немцев, что они лучше, чем люди другой нации. Вот где главное, нацизм был не каким-то верованием темных неграмотных крестьян, от которого все остальные немцы ухахатывались до упаду, он был заразой, которая охватила все слои населения, без исключения. Вчерашние учителя, ремесленники, рабочие шли в СС, не потому что были дегенератами по жизни, а потому что угаром расового превосходства было прокинуто все немецкое общество. Съезжание на внешность, Гитлер – урод, это аргумент уровня первоклассника, нужно показывать ущербность самой идеи. И вот с этой ахинеей, когда человек не понимает среду, вкладывая в уста гестаповцу слова «Майн Кампф — расистский бред» приходиться сталкиваться постоянно. Я напомню, сей труд вышел в 1925 и 1926 году, и как восприняли соседи Германии новый курс? На ура, зиговали дружно все, от английских футболистов до короля, а через 15 лет почти вся Европа пошла завоевывать новые «ничейные» территории. В бредовую идею своего расового превосходства поверили сотни миллионов человек. И если уж кто и должен был озвучивать подобное, то человек как минимум на другой стороне, а не гестаповец. Сложно поверить, но тут этот нацист-не нацист выкатывает претензии даже к кухне, типа нет кофе, зато есть каша и молоко, о ужас! Серьезно? Это у вас и правда, там в Европах, нацизм – это плохая кухня, Майн Кампф, который никто не дочитал до конца, и рыгающий урод-Гитлер? Местами по накалу ада это реально отдает «Номером 44», побольше жести, но если человек не представляет что было на самом деле получается Кац и Варламов, то есть тупая чушня. Потеряно главное, возможность показать нацистский мирок изнутри, через срез общества, которое в огромной своей массе люто приветствовало Адольфа, а тут чисто как анекдот. Если не следователь из СС не найдет преступника в кратчайшие  сроки, то его ждет концлагерь! Или это такой ход конем, написать о нацистах из гестапо, но без нацистов из гестапо? Вы представляете, чтобы человек, презирающий Адольфа, залетел в самую верхушку гестапо, обладая умениями лишь сержанта из учебки? То есть бить по харе – ок, жечь книги – два раза ок, но все кроме этого по нулям? И такое во всем, короче, в этом направлении дно дна. Если до этого времени таких вопросов принципиально не было, ну или почти не было, то тут какой-то полный абсурд. И я так понимаю, проблема в том, что идеи расово-национального превосходства некоторых стран (той же Франции или Британии) до сих пор краеугольный камень политики элиты. Видимо поэтому мозг и рождает такие странные экзерсисы, съезжая на внешность, но минуя суть, то, что союзники боролись не с нацизмом как таковым, а с немецким нацизмом. То есть — щимят евреев\плохая кухня\мерзкие усы Адольфа, точка. Свой же, расизм, с заморскими владениями в 21 веке, и массовыми захоронениями аборигенов, как в том же Мали – до сих пор хороший и замечательный. Точнее арабов и негров во Франции  конечно угнетают, у Гранже такое мелькало, и не один раз, но это лишь локальные перегибы на местах. Ведь нацизм — это черная форма, орлы, руны, плохая кухня, и гопники в СС, а раз их нет — все нормально, успокойтесь, это не нацизм, можно расходиться. И это виляние жопой лишь для того чтобы не копнуть слишком глубоко, а то вдруг окажется что Адольфа прислали не с Альфа Центавры, и поэтому он такой урод, а потому что Гитлер использовал ровно те же методы, что и остальные европейские страны при покорении дикарей. Так что по атмосфере, по духу, по реалиям — эта книга просто фееричный пшик. Даже тот унылый Вольфенштайн (от Беседки, если ничего не путаю) по сравнению с этим – образец правдоподобия. Залеты есть даже по третьестепенным мелочам, типа флаг СС висит в церкви, да еще и сами эсэсовцы на проповеди пастора. А ничего что они же блин, язычники?! Там вообще ЕМНИП, церкви куда первыми заходили эсэсовцы (речь даже не о православных) были сразу видны, потому что уничтожались сами символы христианства. Или вот, первый подозреваемый, офицер СС, живет в каком-то гадюшнике, набитом недолюдьми, не вписавшимися в новый порядок, вроде как на другое жилье денег не хватает. Даже комментировать это не буду, настолько это притянуто за уши.

Ладно, хрен с декорациями и атмосферой, но что же с историей, может она так удивительно хороша, что можно забыть про нелепого гестаповца, плюющего на свастики и орлов? К сожалению, снова нет, книга большая, много действий, много событий, но все персонажи какие-то нарочисто-неполноценные. Про нациста Франца я уже написал, директорша дурки обдалбывается всем подряд, и без дозы стабильно приходит белка, ну и третий — закомплексованный психотерапевт, вашу мать. И вот эта троица пытается понять что и зачем, выходит прямо скажем, не ахти. Для среднего детектива наверно бы и сгодилось, но на триллер с претензиями на мистику — слишком бледно. Бледно и по наполнению, и даже по тому, как ведется расследование. К тому же постоянно будет втыкаться жестяк, ради жестяка, нацизм уже полные 6 лет гуляет по стране, но лесбо- и гомо-притоны до сих живут. Психов в дурке лечат малярией, выпуская тысячи комаров, типа жар должен привести к положительным изменениям в мозге. Я не в курсах истории психиатрии, зато точно знаю, что из комнаты с тучей заразы просто так не выйдешь, нужен как минимум шлюз, да и сетка пчеловода далеко не стопроцентная гарантия от укуса. К тому же для заражения хватит одного комара, если с гарантией, так приложи к тушке пробирку с 10-ю комарами, зачем тысячи, нахера? Чисто для красоты момента, чтобы они вдруг сожрали человека заживо, ведь кто этих нацистов разберет, у них даже кофе дефицит, чего вы хотите от этих уродов…

Короче книга немаленькая, но первую половину ищут одного фрика, вешая на него преступления практически без доказательств, в духе мог быть, наверно он, больше некому. Вторую половину так же дуто пытаются подвести убийства под именитого актера, который выступал под личиной другого человека, всегда появляясь только в маске. Нахера, зачем, какой в этом бзик, так и не раскроется. Хотя столкновение с ним будет, и все эти странности стоило бы прояснить. В чем фишка, смысл, дутая инкогнитость останется загадкой. Потом и вовсе окажется, что мегапсихологу вешали на уши лапшу, как неграмотному свинопасу. Тут или чел профи, потому-то к нему и ходят самые-самые, или лох, который пощелкал вранье сразу трех клиенток, но не все же сразу и одновременно. Финал и вовсе будет разочарованием. Понятно, что хотелось, типа хлоп и убийца тот, кого вы совсем не ждали. Хорошо, ради таких моментов книги и пишутся, неожиданной развязки. Но блин, снова воткнуть альбиноса-убийцу?! (в сериале «Багровые реки» эта тема уже была заюзана, ровно с тем же акцентом). Ну и под самый конец сделана еще одна попытка задним числом усложнить сюжет, дописав несколько десятков страниц. Франц героично вышел из уродского СС, попал в прекрасный вермахт, потом правда покинул свою часть, собрал оставшихся двоих «коллег» по фронтам, уже в СССР, и вся троица легко метнулась в юго-западную Польшу. Просто трындец, будто это не война, где каждый приписан к своей части, а какой-то блядский сюр. И весь замес оказывается в том, что убитые бабы должны были дать расово супер-правильное потомство верхушке, то есть Гитлеру и Ко. Убивала их своя же, участница мегаэксперимента, ну а эмбрионы изымал уже главный по зачисткам. Хрен знает зачем, наверно чтобы божественная недоношенная плоть плавала годами в банках с формалином, и было на что передернуть, под «Лоре, лоре». Короче не знаю, сами придумайте объяснение. В любом случае, это полный мрак, что история надумана, что среда, в которой она разворачивается.

Итого, проблема все та же, что была раньше, Гранже как автор устал, причем с каждым разом по уровню книг видно, что дела обстоят все хуже и хуже. Книги у него выходят давно, было ух, было не совсем ух, но этот роман совсем отстой, хуже всего что выходило за все время. И движение к этому дну началось даже не с «Конго. Реквием», а еще раньше. Была то ли книга, то ли две, уже не помню, про комиссара Ньеманса, мини-сериал на пару сезонов (или даже уже три) по честному смотрибельный только для фанатов, и теперь вот это. Духа эпохи нет, вместо него какой-то абсурдный адок, из которого можно почерпнуть разве что то, как понимают нацизм в Европах, и не более того. Все главные герои ненормальные, а история уровня обычного детектива, причем отечественного. Все признаки творческой усталости как есть. Все равно, будто читаешь первого Сварога Бушкова, а потом сразу тридцать восьмого, или какой там уже изрыгнулся на страницы, вот здесь такая же разница. Насколько бы высоким креативом автор не обладал, он рано или поздно заканчивается. Поэтому временами нужно отдыхать, если этого не делать, мозги спекаются. Условно и в среднем можно писать что-то типа страницы Ворда в день (это когда уже все готово, делишь страницы на дни, в течение которых они писались. Иногда в один день пишется много, а в другой идут только правки), кто-то работает в таком режиме пять лет, кто-то десять, кто-то двадцать, но на какой-то момент человек устает, и начинает сбоить. Критически необходим отдых, чтобы мозги пришли в себя. Если сейчас получился такой шлак, страшно даже подумать что может выйти в следующий раз. Поэтому отдых, отдых и еще раз отдых, без него даже у нормальных авторов получается ерунда.

  1. Андрей:

    Только что закончил смотреть. Как обычно огромное спасибо за ваш труд, ребята. Недавно поменял работу, поэтому с деньгами не особо, но чем смогу.
    По видео:
    Женщина-вождь имела четырёх жён, а чего добился ты?
    «Я умнее бобра» – в золотой цитатник. Отмазка на все случаи жизни.=))
    Красивый пистолет. Можно было бы замутить классную серию про капитана пиратов и тульского оружейника. Но имеем то, что имеем.

    • Chertoznai:

      Спасибо что смотришь ;) У нас тоже режим экономии, так что если есть возможность помогать – хорошо, нет – ну всякое бывает.

      Да, часть цитат сохраним, такой материал упускать нельзя.

      Одна сплошная мизогиния в твоей истории, где место для смуглой женщины-инженера в 18-м веке?)))))

  2. Андрей:

    Почему Гранже описал нацизм именно так? Возможно человек не в теме. Но может быть, что сейчас, когда нацизм снова на подъёме, правдивое научное описание эпохи и истоков зла не интересно книгопечатным концернам.
    Что значит зачем тысячи комаров? Ты бы ещё спросил зачем злодеям аквариумы с акулами.=))
    «Фашистский преступник дрочит на эмбрионы убермэншей под нацистскую песню без регистрации и смс» (с) PornHub.
    Чтобы хорошо писать, нужно много читать. Путешествовать, общаться, играть в компьютерные игры (здравствуйте, Константин=))). Нужны новые идеи, образы, концепции. Иначе можно замкнуться в кольце из привычных наработок и штампов, повторяя их из книги в книгу. Ну и отдых, конечно, тоже необходим.

    • Chertoznai:

      С аквариумами как раз понятно, злодеи мнят себя еще круче чем акулы :D

      У этого автора было стабильно хорошо с декорациями, пусть герои и падали от книги к книге, но рамки очерчивались как правило на уровне, а тут лютая трэшатина, видимо почерпнутая как обычно из своих родных источников. Стало быть оттуда видят нацизм примерно так на самом деле.

      Это возможно, но необязательно. У каждого свои средства поиска информации, раскачки фантазии и стимулирования интереса к теме. Кому-то нужны яркие впечатления с другой стороны земного шара, а кому-то достаточно чтобы ему просто не мешали писать. У всех по разному, игры могут быть тем самым, от чего можно оттолкнуться, но интересные вещи и моменты можно найти и без них. То есть пути могут совсем разными, но отдых должен быть обязательно, у всех без исключения. на свое усмотрение, но мозгам надо давать отпуск, иначе качество творческого продукта упадет.

  3. buldog:

    Вот так же я когда-то разочаровался, читая Мерзость Симмонса. Такое интереснейшее начало с экскурсами в историю альпинизма, а в конце… тьфу. Не потому, что «мерзость», а потому, что глупость.

    • Chertoznai:

      Я аннотацию посмотрел, такое у него точно не читал. «Террор» на Эвересте не получился?

      • SergioPechkin:

        Так в развязке «Террора» Симмонс опять расчехлил свои любимые рояли в кустах в финале. У него, то с чем герои не могут справится решает какой-нибудь имбалансный чел или новое правило. Я не так много у него прочел, но если судить по «Террору» и «Гиперионам», он накручивает антагонистов так, что герои ничего не могут с этим поделать, а затем вводит в бой рояли. Тут даже первый Аватар (отличный фильм, хоть и сюжетец и прост, но у Кэмерона это норма) выигрышней смотрится, там в финале ГГ становятся статистами, но не до такой степени как у Симмонса. Им хоть нужно спасти свое настоящее тело с любимой в придачу от уже проигравшей стороны. Герои Симмонса в шаге от Синдзи Икари (оняме и к Симмонсу отношение не имеет, просто финал с роялями также) остановились. А ведь Синдзи просидел всю кульминацию в жалости к самому себе, ноя и рефлексируя. Мне нравятся эти произведения у Симмонса, но финалы их, несмотря на всю их эмоциональную заряженность высосаны из пальца.
        ПС. А еще, он не стесняется задним числом правила менять как в «Эндимионах», чтоб удобнее работалось: «Вам Мартин Селен поведал ту историю и конкретно напиздил при этом. Хехехе».

        • Chertoznai:

          Смутно помню что надо было подудеть, чтобы демон придолбился. Ради справедливости в «Терроре» новые правила озвучили местные, с которыми команда корабля до поры не пересекалась. Но судя по всему этот ход «бац, а все не так» стал излюбленным приемом писателя, и видимо уже не всегда удачно выстроенным и поставленным.
          К слову если бы перекос был больше в сторону Мифов Кулху, Террор выглядел бы симпотнее, и не потому что оно все симпотнее с Ктулху, а потому что сама атмосфера безнадежности и уныния была описана хорошо, и столкновение именно с чем-то предельно иномирным было бы больше в тему. Конечно это отдает «Хребтами безумия» да и «Нечтой», но при должной проработке могла получиться хорошая вещь.

      • Buldog:

        Никакого «Террора», там уныло-говёная политота с поисками компромата на Гитлера (да-да, на вершине Эвереста). Ну и какой это был компромат – это отдельно -100500 от здравомыслия. Пиндосы такие пиндосы. Прочитал «Друда» – тоже такое завлекательное начало, а потом художественное изложение сплетен о закулисной ( и интимной тоже) жизни английских литераторов середины 19 века (Коллинза, Диккенса и кучи других). Сейчас читаю «Пятое сердце» ( его с «Друдом» и «Террором» объединяют в некий условный цикл). Просто нет слов – какая-то адская графомания. Точно также герои книги литераторы, политики и другие известные люди 19века. На этот раз по большей части американские. Опять художественно поданные сплетни, анекдоты и малоизвестные факты из жизни Генри Джеймса, Сэмуэла Клеменса (это Марк Твенн, если кто из читающих нас не в курсе) и многих других. Опять адские срывания покровов: Теодор Рузвельт, оказывается был милитаристом, сексистом, расистом, ненавидел краснокожих и вообще «дикарей» и был одержим идеей «бремени белых». Да блин, в то время 99% европейцев и американцев такими были, тоже мне открытие. И в качестве приправы к этой хренотени – Шерлок Холмс, расследующий очередные козни выжившего Мориарти. Это собственно, формальный сюжет книги (хотя на него приходится от силы 20% текста), но он нужен только как фон для авторского потока сознания.

        • Chertoznai:

          Значит совсем мрак, я-то полагал все сильно поинтереснее, а так получается что «Террор» оказывается самой вменяемой вещью. Всегда думал что писатели старой закалки, за редким исключением, подходят более ответственно к написанию книг. Да и образование стало оскотиниваться относительно недавно, равно как и стал падать уровень запросов публики. Но по аннотации все выглядит вообще дичью уровня безымянного литературного негра. Теперь и в руки брать эти романы не хочется. Не то чтобы у меня много времени было для книг, но до этого момента я Симмонса из категории «можно попробовать почитать» еще не вычеркивал.

          • Buldog:

            Ну как сказать, Мерзость тоже вполне читабельна поначалу, где-то две трети книги, а дальше начинается трэш. Вообще по этим книгам от Террора к Пятому сердцу видна натуральная деградация автора. Там идея фикс – это фоновый показ жизни в соответствующих странах в указанное время, но если в Терроре и Мерзости он не перегружал читателя матчастью, ровно столько, чтобы было интересно (и то на любителя, полярная и альпинистская тематика не всем заходит), то дальше начинается кошмар. Больше половины Пятого сердца – это описание архитектурной истории Вашингтона, Промышленной выставки в Чикаго, семейных дрязг Генри Джеймса, обстановки в особняке Марка Твена и т.п. И этой лабуды – под тысячу страниц.

  4. Chertoznai:

    Я конечно люблю подробности в книгах, но это и для меня чересчур. Когда в канву книги вписывается что-то полезное, это всегда интересно, какие-то моменты нужны для более полного погружения в тему, потому что они задействованы в сюжете, ну ладно ок. Но путеводитель для туриста и сборник светских сплетен в рамках детектива, это уже совсем перебор %)

    • Buldog:

      А и ещё очень важное, чего почти не было раньше (только в Мерзости мелькало): «ПОВЕСТОЧКА»! Генри Джеймс возбуждается при виде обнаженного торса Холмса; Холмс стебётся над антисемитизмом и расизмом; Теодор Рузвельт, как я уже говорил, изображён агрессивным расистом и сексистом, а его друг Кинг, наоборот предпочитает чёрных красоток и воротит нос от белых баб. И разумеется «социалисты» почти синоним «террористы».

      • Chertoznai:

        Вот так вещь и становится внезапно гениальной))) Неважен сюжет, атмосфера, причинно-следственные связи… захерачь нужную повестку, и вуаля, профит.

Spam Protection by WP-SpamFree Plugin