Продолжение одной из самый ярких картин 21-го века наконец увидело свет. Большего 10 лет работы, сам Джеймс Кемерон у руля… но результат к сожалению оказался совсем не тем, на который мы рассчитывали. Все подробности – в обзоре.
Продолжение одной из самый ярких картин 21-го века наконец увидело свет. Большего 10 лет работы, сам Джеймс Кемерон у руля… но результат к сожалению оказался совсем не тем, на который мы рассчитывали. Все подробности – в обзоре.
Сам смотрел «Аватар 2» только в обзоре, ну разве что еще кучу новостей по нему изучил. Поэтому очень вероятно, что в чем-то могу сильно ошибаться. Плюс, к самому обзору добавить особенно нечего. Однако есть уверенность, что в отношении пары моментов все же высказаться можно.
Судя по всему, все, что было неоднократно обсуждено и пережевано про первый фильм, применимо и ко второму. В частности это довольно корявая драма и, как итог, сильно размытый посыл. Другой вопрос, что Кэмерон во втором фильме многократно усилил накал того, к чему предъявлялись претензии. Это как в случае заноса машины выкручивать руль в обратную от вектора заноса сторону.
Если чуть более развернуто, то в любом фильме можно выделить визуальную и драматическую составляющие, а также итоговый посыл. С визуалом у Кэмерона всегда был порядок. И даже старые фильмы со взрывающимися игрушечными машинками, а также роботом на проводах до сих пор смотрятся на «Ура».
А вот остальное именно, что идет под откос. В обзоре на первого «Аватара» говорилось, что Кэмерону вменяют скатывание в соплежуйство. Но, судя по всему, это не точно. Есть понимание, что это скорее примитивизация историй. Это особенно нехорошо в контексте тем, которые намеренно и в силу объективных обстоятельств затрагивает мэтр. Тем более, что Джеймс может снимать и драму и экшен и, что немаловажно, умело это все совмещать. И это как раз тот случай, когда мастерство никуда не денешь.
Сейчас много говорится о необходимости упрощения повествования в кино. Причем голоса раздаются как в лагере киноделов, так и в зрительской среде. Джеймс, осознанно или нет, следует этому «тренду». В итоге получается повествование уровня сказки «Красной плесени» из песни «Укуренная осень». К слову сказать, на все претензии можно отвечать цитатой из упомянутой сказки: «Не наезжай на стариков с тупыми вопросами».
Тут как раз и стоит коснуться нескольких частностей из обоих двух фильмов. И начать стоит темы, которая по накалу споров похоже переплюнула даже экологическую составляющую. А именно – кто кого отделал, и кто хороший, кто плохой.
Первый фильм четко сталкивал людей и навей. Но при этом давал много пространства для осмысления через какую-никакую рефлексию персонажей, их флэшбеки и прочие нехитрые, но рабочие приемы. И в этом пространстве для осмысления кроется очень важный нюанс. Нечеловки здесь очень человеки. Причем этот тезис применим не только к «Аватарам». Будь то отважный маленький тостер, агрессивно-дружелюбные лошадки, неказистый робот-мусорщик и т.п – это все истории про людей. В итоге история смотрелась довольно просто. Пришлые шахтеры передрались с местными промысловиками. Промысловики кое-как отпинали и прогнали шахтеров. Барыги при этом понесли убытки. Наверное.
Противопоставление же футуристичной цивилизации и верхнего палеолита здесь воспринимается как бешенные экзерсисы дизайнеров и идеализм. Ну, или просто «фентезя». Противопоставление людей, как угрюмых чуханов-технократов, и синих ребят, как гордых натуралистов-гармонистов, в общем-то тоже из этой области. Нави здесь «хорошие» не потому что они няшки-обаяшки (им бы еще сделали носик черной кнопкой и возможность фырчать), а потому что нельзя просто взять и лишить кого-то дома из-за прибыли. Это вроде как не по-человечески. Кстати, было бы интересно, как воспринимался бы фильм, будь на месте синих гуманоидов известные жуки из известного произведения, как вариант покрашенные синей краской.
И кстати о барыгах. Далеко не факт, что они сильно пострадали. Была такая «Голландская Ост-Индская компания», просуществовавшая почти двести лет. И в итоге вышло так, что простые граждане ураганили от ее имени в Азии, бодались с британцами отчасти тоже во имя торговой компании и ее маневров. И, в конце концов, когда фирма обанкротилась и продала все имущество государству, отрабатывали ее долги.
Про Голландскую ТНК интересно тем, что из этого можно было бы вывести «обоснуй» для замены во втором фильме частной конторы на все человечество. Так как по большому счету такое вовсе не невозможно. А обоснуй здесь именно, что необходим, и это задача для Кэмерона, как рассказчика, выполнимая. Потому как при текущих вводных напрашивается вполне простой вывод: «Бей людей – спасай Пандору». И иронично, что упомянутый в обзоре мультфильм «Долина папоротников» даже в сравнении с первым фильмом получился проработанным и глубоким. Но о мультфильме стоит сказать более подробно ниже.
Это можно считать замечанием про композицию. Как изначальную, так и развивающуюся по ходу повествования. В двух фильмах по отдельности и в дилогии в целом. Далее можно отметить пару моментов про тех, кто находится в этой всей композиции. То есть про персонажей.
О том, что история теперь фокусируется на новом поколении, Кэмерон вроде бы сам говорил в одном из интервью. Основная же проблема с новым поколением обозначена в обзоре. Эти дети не из джунглей. Это дети из американских фильмов про детей и для детей. С «непростыми» отношениями между подростками, которые смотрятся как-то инородно в контексте родоплеменного общества. В том плане, что времени гонять балду и просто так шариться по джунглям у людей палеолита особо нет в любом возрасте. И в мире, показанном и в первом и даже во втором фильмах, такие дети не дожили бы до своих лет. Что-то такое можно сказать и о местных китах. Дикая природа, как на Земле, так и на заявленной Пандоре – довольно агрессивная среда. И выживание без какого-либо проявления силы и агрессии тоже видится просто невозможным. Все это очень сильно портит восприятие картины. Так как вроде бы повествование идет в серьезном ключе, а здесь только песен как в мультике не хватает.
Что же до старых персонажей и их изменений, то в силу того, что непосредственно кино не смотрел, сказать могу отметить только пару моментов.
В обзоре был вопрос, помним ли мы дугу характера Салли. Ответить на него можно то, что это дуга характера вспоминается, но очень смутно. Ему конечно далеко до Великого Князя Данилы Козловского, но большую часть первого фильма он ведет себя довольно вяло и по большей части выступает ведомым. Даже и особенно находясь у нави, где он особо и не задумывается о том, что должен что-либо предпринять в отношении своих новых друзей. Потому как в зад всем дышит та самая корпорация. Инициативы с его стороны тоже вызывали много вопросов.
Впрочем, все эти претензии действительно становятся несущественными в контексте нового Салли. Само по себе задвинуть главного героя на второй план – не проблема и в этом нет ничего плохого. И Кэмерон такое тоже умеет. Он такой маневр провернул еще во втором «Терминаторе» с Сарой Коннор. Все остальное про бывшего главного героя было сказано в обзоре. В дополнение стоит, пожалуй, только отметить тот факт, что в лесу, помимо березок и окушков, остаются еще и очень важные деревья с нейроинтерфейсом. Вроде как предотвращение уничтожения этих очень важных деревьев было одной из первостепенных задач для хороших ребят в первом фильме. Поскольку на эти деревья была завязана чуть ли не сама жизнь на Пандоре.
Это касательно Салли. Но, что немаловажно, сильно досталось и Квотричу. В первом фильме он, по сути, являлся главным антагонистом. Фрик-барыга был больше для антуража и собственно для обозначения «корпоративности». До корпората из другого кэмероновского же фильма, «Чужих», местный манагер не дотягивает никак, хоть и должность вроде повыше.
Квотрич в первом фильме был как персонаж довольно интересен. Сравнить его, может и сильно условно, но можно с Клодом Фроло из диснеевского «Горбуна». Тот тоже говорил вроде бы про правильное, был харизматичен, но в итоге выступил максимально монструозно-мразотно. Вот и бравый полковник, казалось бы, имеет правильные моральные установки и говорит о Родине, братстве, необходимости сохранить жизни своих подчиненных и подопечных. Только при более детальном рассмотрении понимаешь, во что у человека мутировало его понимание о том, что такое хорошо, а что такое плохо.
И тут, пожалуй, крылся очень важный прокол в драме и повествовании, который очень сильно повлиял на восприятие первого фильма в целом. По сути Квотричу никто ничего не возражает. По хорошему этим бы заниматься главному герою. Ну там сказать, что мое здоровье не стоит жизней хоть синих, но по сути тоже людей, что их из дома выгонять нехорошо. Или допустим в одной из финальных сцен, где полковник спрашивает: «Думаешь, стал одним из них». Ответить: «Нет, остался человеком, в отличие от тебя». Это вместо того, чтобы шипеть по-кошачьи. И втыкать в птеродактилей. Получается, что главгада грохнули, но объяснить, почему он главгад, не удосужились. А, судя по количеству споров на эту тем, следовало бы.
Второй же фильм, похоже, решил все эти проблемы просто. Квотрич теперь просто урод. Моральный урод, обремененный жаждой насилия, просто потому что… За ним по сути ничего не стоит. Разве что желание личной мести. В этом плане даже робот из первого «Терминатора» выглядел куда более сложным персонажем.
Прокол в драматической составляющей приводит к очень странному посылу, о котором по большей части было сказано в обзоре. Разве что стоит отметить, что «смещение акцентов» в повествовании здесь приводит отмиранию критического мышления. Помимо продвижения навийского идеалити напрямую или косвенно продвигается технофобия и кухонный нацизм в отношении уже человечества. Даже условно хорошие люди здесь, по сути, просто бесполезны. А плохие люди, даже воткнутые в тушку нави, похоже становятся еще большими скотами. Ну, разве что поворот, когда запропавший батя вернулся к сыну синим не выглядит нереальным.
Итог получается не очень. Судя по всему второй фильм сам по себе мог бы сойти за непритязательное развлекательное кино, когда у зрителя в одной руке ведро кукурузы, в другой ведро химии с газом, а на экране идет психоделическая фантасмагория. Но во-первых у «Аватар 2» есть первая часть, на которую он очень сильно опирается. Во-вторых, кино все же пытается быть серьезным и затрагивать серьезные темы. И, в-третьих, это очень масштабное полотно от очень серьезного деятеля искусства. Вдобавок можно сказать, что планы у серьезного деятеля искусства, судя по всему, наполеоновские. С действительно плохими нави, путешествием на Землю и даже возможным исправлением Квотрича.
И тут-то как раз и можно вспомнить мультфильм «Долина папоротников». Причем обе части, так как у них с «Аватаром» местами похожая судьба. Несмотря на то, что обе «Долины» это именно для детей.
Однако, первая «Долина папоротников» в плане пинания человечества была куда тоньше, чем даже первый «Аватар». И это с учетом сказочной составляющей в виде злобного духа, спевшего эротическую песню про загрязнение. И человечество здесь представлено, помимо главного героя, всего двумя трактористами. Которые в общем-то и не злые сами по себе. И главный герой в конце принимает решение работать с людьми и говорит своим коллегам по лесоповалу: «Все должно измениться». То есть вместо того, чтобы посадить бульдозеристов на нож и остаться в гармоничном мире, выбирает новый нелегкий путь.
Даже жаль, что мы скорее всего не увидим, к чему придет главный герой. Поскольку второй мультфильм поступил примерно как Кэмерон. Выдал пару однозначно плохих, но при этом до жути картонных, людей. Добавил пару относительно нормальных человеческих персонажей, чтоб маленький зритель мог хоть с кем-то себя ассоциировать. И всех оставшихся старых персонажей заставил вести себя, мягко говоря, странно. В том числе в рамках заданных первым мультфильмом характеров.
Да, это было про простые мультики. Но, если так подумать, и «Аватары» – просто кино. Только и мультики, и кино, и массовая культура в целом (возможно даже игры), в силу объективных условий, в любом случае продвигают какие-то мысли и идеи. Тем более, что «Аватар 2» встречен довольно тепло.
Вот как-то вкратце так.
Вкратце)))
давай так, по ключевым точкам, с теми что или совсем согласен или совсем не согласен:
- корпораты-ГОИК. В первом Аватаре люди конкретно получили пинка под зад, сложно сказать насколько это могло сказаться на финальных прибылях, поскольку нет данных о чем-то кроме деятельности на Пандоре, она может быть, она может не быть. Корпорация могла потерять как 1% прибыли, так и все 100%, с последующим банкротсвом. Но как минимум репутационные потери в любом случае были бы сильными, и общий упадок конкретно по этим барыгам, был бы неминуем.
Для внятной замены интересов корпоратов на интересы всего человечества, на мой взгляд, пришлось бы неминуемо переписать вводные. Например, армия на Земле все еще не частная, это ясно по словам Джейка, да и человечество все еще явно не единое, ведь ГГ получил ранение в Венесуэле, то есть подгорало буквально на заднем дворе Штатов. Поэтому для интересов всего человечества это человечество для начала должно само оформится. Хотя бы в рамках из «Видоизмененного углерода», т.е. массовое покорение планет, границ считай нет, интересы определяются не отдельной страной, а сразу всей планетой, или системой планет, как в Масс Эффект. Этого нет, есть именно что отдельно взятая корпорация, отдельно взятой страны, то есть буквально та же самая условная Голландская Ост-Индская компания, только в космосе. И это сознательная параллель для первой части, нечистоплотные отдельно взятые барыги против детей леса, которую просто так не отменить и не переделать, даже задним числом. То есть степень конфликта поднять необходимо, чтобы интересы шли уже о всем человечестве, но внятно впихнуть в существующие рамки это уже нельзя. Поэтому никакого объяснения-то и нет, откуда этот перепрыг и чем он мотивирован. Проста в один день людей выкинули, как чмошников, а через время они решили… целиком переселиться на Пандору, потому что… хрен знает почему. Ибо если на Земле совсем трындец, вам там должно быть не до китов, и даже не анобтаниума. То есть сходу и в рамках мира, не выходя за них, я бы переписывать такое не взялся, потому что тяжелые противоречия между частями были бы неминуемы. Замаскировать попробовать их можно, но именно скрыть, а не убрать, потому что слишком о разных вещах идет речь.
Про детей, да, есть такое. Стандартные сцены из стандартного американского фильма про скучающих подростков. Когда только взрослые типа при деле, обеспечивают ту самую гармонию с миром, а остальные валяют дурака, потому что гармония с миром она такая, когда падаешь на первую попавшуюся лужайку и прешься, а не думаешь чтобы пожрать и так чтобы не сожрали тебя.
По Джейку, так и есть дуга характера, только рассматривать нужно стадиями. ГГ – инвалид, ему дали возможность бегать, прыгать, летать, и пообещали операцию на ногах. Он встраивается в общество нави, попутно угорая от возможности двигаться. До какого момента ему похер на обещания, они для него где-то потом, дальше, будет видно, как решим, пока сольем немного про колонны, куда стрелять, а пока же премся чисто от движения. Следующая стадия, общаясь с нави он проникается их культурой, без лжи, воровства, подсиживания, то есть обычных человеческих грехов. Он сравнивает у себя\у них, и на какой-то момент в душе наступает перелом. За несколько месяцев синемордые обезьяны, для которых он пришлый, из пробирки, и вообще как дурной ребенок, становятся ближе людей, среди которых он прожил 30 лет. Потом местные дают ему от ворот поворот, но он уже увидел их мир, их отношения, и готов даже рисковать жизнью, чтобы спасти их. Это и есть путь, дуга характера, от внедреныша к защитнику.
С Куотричем, да, такая фраза была бы лучше, но Кэмерон видимо предпочел «навистость» «человечности», типа смотрите, он как нави, даже скалится на инстинктах. (То есть Джейк буквально готов отрицать в себе человека, во всех проявлениях, и хороших и плохих, он не хочет им быть, выливая, как говорится «ребенка с водой». И это тоже повод для критики. Драматически почему так – понятно, но по вложенному смыслу – это отрицалово всего человеческого, как какой-нибудь чумы, что заставляет задуматься).
Ну а по самому герою, там опять же такая водная, что диспуты особо не раскатаешь. Корпоратам нелояльна горстка людей, ученые, остальные может и не такие упыри как полкан, но видеть разумных существ в нави тупо не хотят. Переругиваться ему просто не с кем, отсюда и его монологи, с хорошей долей шизы. Отсюда и спорное восприятие, ведь оно сказал то/ нет, оно сказал то. На самом деле вот это точно так задумано. Полкан должен был неприкрыто дурковать, гоня пургу по всем направлениям, потому что по другому его шизу в этих рамках его не показать.
Ну как я думаю, из Куотрич в третей части перейдет на светлую сторону силы. Ну типа поживет в синей шкурке, и проникнется гармонией. Поэтому во второй части идет такой накал его скотности, чтобы на разнице эффект перехода казался сильнее.
По поводу технофобии и кухонного нацизма, выглядит все не без этого, но запланировано так или нет, я не знаю. Закос есть, намекающие моменты, но это может быть огрех финального монтажа, когда есть лимит времени и в него нужно воткнуть слишком много материала. То есть не будет тайной что сцены, которые втыкаются в фильм, зачастую оцениваются не только с точки зрения того, какая из них несет больше смысла, или посыла, а например, с колокольни того, что давно не было насилия и надо воткнуть экшен, движняк, или надо например создать настроение. Яркая сцена днем должна чередоваться с ночной, и таких моментов на самом деле много. Когда собирается все в кучу, вот так и может вдруг оказаться что в кадре собрались моменты с несколько другим посылом, акцентом на том, что не планировалось. Или наоборот, планировалось, но кроме пары фраз ничего не вошло. И это реальная проблема Аватара 2, куча видов, ничегонеделанья, визуал хохочет в полный рост, а сюжет пресный. Для сатиры мало юмора, для сараказма мало злободневности, для экшена мало движняка. Тема затронута серьезная, но раскрыть целиком ее не получилось, может даже и по политике тоже.
Мульт не смотрел, втыкал сцены из него я, но сабж видел только перемоткой. Это тоже часть творчества))) Про прихоти монтажа это не шутка, какие-то вещи идут в последний момент, что-то не успеваешь отсмотреть, а что-то оценить свежим глазом, и порой заложенный посыл может съехать.
С идеями верно, но в случае Аватара обидно за потенциал второй части. Хороший режиссер, неплохая первая часть, даже «зелень» можно было преподнести лучше, а получилось на уровне, ну не знаю, Блокампа что ли, или позднего Ридли Скотта, странная притча о странных людях в странном мире.
По Земле мне сложно что-то добавить или возразить именно в силу того, что все вводные по ней изначально вызывали много вопросов. А с учетом последнего кэмероновского маневра эти вводные либо сильно конфликтуют друг с другом, порождая еще больше вопросов, либо все разом теряют значимость ввиду одного нового входящего условия. А именно возможности сохранения личности, и видимо сознания как такового, в цифровом формате.
Если чуть конкретнее про Землю из первого «Аватара», то да, непонятно, страшная компания накроется полностью или просто сильно растеряет свои капиталы. Правда даже если корпорация уйдет в штопор, то всегда найдутся партнеры, которые не дадут пропасть трудам менее удачливых коллег по опасному бизнесу. В отношении Венесуэлы, в рамках мира «Аватара», все же есть вопросы. Это все еще отдельное государство или какой-нибудь шестьдесят восьмой штат обуянный сепаратистскими настроениями? Что там с наднациональными и надгосударственными образованиями? Понятно, такая конкретика вставлена именно в угоду тогдашней политической повестке, но сейчас смотрится как устаревшая рекламная интеграция в видео. С точки зрения повествования это сильно отвлекает, так как требует сильной конкретизации остальной информации по Земле.
Но, в общем-то, все рассуждения выше теряют смысл ввиду двух входящих условий. Это наличие именно генной инженерии, позволяющей не просто «потереть» третью хромосому в хромосомной паре, а, по сути, целенаправленно создавать принципиально новых существ. Не просто на какой-то основе заделать в банке тигра, а скрестить один вид с другим, оформив новому существу мозг с крайне специфичными свойствами. Второй момент – это упомянутая оцифровка сознания. Потому как это не только возможность «бэкапить» человека, но и в перспективе возможность изменять свойства личности. В совокупности это уже переход к новой форме существования. Человеку возможно не нужны не только Пандора с ее китами и анобтаниумом, под вопросом привязанность человека к Земле и к человеку как биологической единице. Как частный пример, для различных задач совместить бульдозериста и экскаваторщика и поместить новое сознание в тушку биомеханического монстра с бульдозерным отвалом и экскаваторным ковшом. А потом это чудо выпнуть на мороз работать.
Тут из подсознания всплыл даже не Гигер, а мультик из начала девяностых. «Виджет спешит на помощь». Очень сильно на экологическую тему, где главный герой, сиреневый инопланетянин, путешествовал по Земле с заездом на другие планеты. И на одной из планет помогал облегчить жизнь местным работягам в лице наполовину динозавров, наполовину грузовиков-самосвалов. Были там такие персонажи, передняя часть – ящер с лапами, сзади колеса и хвост, а на спине откидной кузов.
Плюс это все ведет к океану довольно интересных вопросов. Типа будут ли сохраненные копии считаться как отдельная личность. Как вообще в таком свете определять где личность, а где набор алгоритмов для действий некоей единицы, будь она биологической, механической или все сразу. В общем, про Землю теперь куда интереснее.
Что же до Джейка, то отрицать наличие дуги характера действительно нельзя. Однако если рассматривать ее по частям, то именно часть общения и сближения с нави и проседает. Потому как самая внятная здесь сцена с похоронами неизвестного синего соплеменника. Она хороша сама по себе, поскольку это и есть демонстрация общинности и непофигизма нави. Но так же она хороша и в сравнении со сценой похорон брата Джейка, где на деле можно увидеть много интересного. Как например то, что ценного специалиста и вроде как состоявшегося человека хоронят завернув в целлофан и положив в коробку. Причем по-простому сразу загоняют в печь, без каких-либо ритуальных действий. И на похоронах присутствует лишь один родственник, да пара кадровиков с работы усопшего и то не для отдания последних почестей. На деле даже эмоциональная отчужденность Салли здесь не чужеродна. Такое может быть. Даже в случае с очень близкими людьми. Это в противовес синим ребятам, в обществе которых должна быть очень серьезная смертность. Но которые заморачиваются на всякие мероприятия в соответствующих случаях.
Совместные покатушки на шестиногих лошадях и полеты на птеродактилях все больше для красоты. Достижение «гармонии» с любым зверем – процесс очень комплексный и, в общем-то, отдельная объемная тема. Извинения перед убитой добычей тоже где-то из этой серии.
Грубо говоря, не хватает разговоров за личиночной трапезой и прочей именно «бытовухи», которые и показали бы ту самую простую, но в то же время фундаментальную человечность нечеловеков с которой бы Джейк и сравнивал свою предыдущую жизнь.
Что же до Квотрича, то можно было бы предложить оспаривать его позицию разговорами «хороших» ребят за его спиной или хотя бы закадровыми микромонологами главного героя. С Сарой Коннор что-то такое получилось. Кстати, Сара Коннор это еще и про переход главного героя на второй план. Другой вопрос, что да, нужно повествование разбавлять действием и сменой обстановки. А потом сильно стараться, чтобы при монтаже сохранился какой-никакой смысл. И при этом уложиться в некие стандарты хронометража. Но в итоге это может очень неоднозначно влиять на окончательный результат.
И в контексте окончательного результата, наверное, стоит вернуться к теме посыла картины. Вопрос осознанности или неосознанности вкладывания каких-либо смыслов здесь может быть именно, что вторичным. Какая-то мораль в любом произведении будет в любом случае. Причем в силу объективных причин, возможно даже вопреки воле или задумке автора. И применительно к Аватарам получается, что потенциал задействован не столько впустую, сколько по странному, чуть ли не деструктивно.
Ну и напоследок можно вспомнить еще кое-то про мультик, про «Долину папоротников», потому как получается интересно и иронично. Интересно потому, что этот мультик из эпохи, когда в качестве повестки активно педалировалась экология. Зачастую почти так же активно, как сейчас продвигаются негры, геи и все такое. И анимации на эту тему было немало. Хорошей и разной. А иронично потому, что такой монументальный фильм как «Аватар» уверенно выходит на уровень детского мультика. Хотя бы в плане истории.
RWolf, новый комментарий увидел, отвечу немного позже.
С Землей суммарно по двум фильмам совсем швах, по отдельности вводные еще туда-сюда, но вместе они наотрез не воспринимаются. Налицо именно сюжетная проблема. Нужно было повысить накал конфликта до уровня всего человечества, но сделано это неудачно. То анобтаниум нужен, то нет, то проблемы даже с Венесуэлой, а как вы человечество переселять планируете, и т.д. по списку. То есть сходу видно, что в первой части это были чисто штришки, добавим немного того и этого, типа корпораты, типа снова войны, немного генной инженерии, бла-бла, затем пришлось это дело расширять и из штришков эти вещи превратились уже в мешающие стены, о которых сходу забыли. То есть это реально ошибка уровня первых 50 страниц, написанных в жизни. Черновик новичка, который исправно наступил на все возможные грабли.
Не помню похороны синих, я после монтажей фильмы вообще не пересматриваю, ни один, но если оно там есть, это может быть именно намеренный посыл, типа на вашей мерзкой Земле даже ближайший родственник – чужой, а у нави даже незнакомый – это свой. И Салли через призму инвалидности, и чего уж там отверженности среди людей, находит себя в новом обществе. Наверно можно было сделать погружение полнее, как чужак становится местным, но скорее всего акцент на визуале. а не быте задумывался намеренно, типа все по зеленым скрепам. Чел проникается как народом нави, так и типа красотой нового мира, и приходит к внутренней гармонии. Не столько к опыту, а больше именно к понимаю мира а-ля пантеизм. И на фоне стандартных Мэри Сьюх я бы сказал это образцовое перерождение)))
Вот эта самая бытовуха не входила в планы, это съезжание на личности, Кэмерон же рисовал конфликт двух миров, поэтому мазки настолько широкие. Что все уперлось не в то, что плохие отдельные люди, а в то что мир людей сам по себе плохой. И подача этого идет именно на уровне подтекста. Вот с этим получилось красиво, незаметно, зритель сам делает выводы, но сама подаваемая идея, и одновременно ее замена, далеко не такие простые и однозначные, и в этом уже идейный минус.
Ну, анимация это всего лишь форма подачи материала, интересно то, что ничего принципиально нового зеленые не породили, как был один сюжет на все времена, так он и остался. Вот это на самом деле удивляет.