Случайно набрел на пару книг от Яна Мортимера, про Англию. Будем последовательны, начнем по порядку, с первой. По сути это реально энциклопедия средневековой жизни, конкретно Англии и конкретно 14-го века. До этой поры мне ничего подобного именно об эпохе средневековья не попадалось. Про Викторианскую Британию было, а вот с 12-15 веком, как-то не срасталось. Хотя нет, у Мартьянова, умудряющегося писать как литературный негр даже под собственным именем, была нелепая попытка описать жизнь средневековья. Сначала был сомнительный труд, типа вступление к какой-то мутной поебени про католических ведьмаков, на 15 страниц. А потом эта же хуита была растянута аж на целую книгу. За исключением этой убогости, увы, на данную тему вспомнить нечего. Да, есть Бродель, и другие классики, но подача информации там на любителя, факты о жизни людей надо буквально выцеплять из полноводной реки, несущейся мимо. Здесь все иначе, подробно по пунктам разобраны практически все сферы жизни англичан 14-го века. В чем жили, что ели, чем отличалась жизнь в городе от жизни в деревне. Вплоть до разбора домов и их обстановки, от используемых материалов до перечисления кружек и кувшинов. Одежда, оружие, еда, сколько все это стоило, какие в ходу были монеты, кому те или иные вещи были доступны.
В большинстве крупных городов есть «торговая гильдия» (guild merchants, иногда пишется gild merchants) — организация, решающая, кто может свободно торговать на рынке, а кто не может. Этот орган назначает пошлины, которые нужно платить приезжим торговцам, а также взимает разнообразные налоги, например понтаж (налог на содержание моста), сталлаж (плата за место на рынке) и паваж (налог на ремонт дорог). В некоторых случаях они даже могут запретить приезжим продавать определенные товары. Торговая гильдия Лестера установила жесткие правила: торговать тканью, воском, рыбой или мясом имеют право только свободные жители города. Еще торговая гильдия может накладывать ограничения на то, кто может покупать товары не в базарный день: например, запретить всем, кроме свободных горожан, покупать шерсть или запретить женам мясников покупать мясо, чтобы в тот же день его перепродать.
Если вы сами сходите на городской рынок, то увидите многие из этих хитростей. Шерсть растягивают, прежде чем прясть, чтобы она была длиннее (а потом она очень быстро садится). В ткань иногда вплетают человеческие волосы. Обувь делают из некачественной кожи. Мясо продают даже тухлым, вино — прокисшим, а хлеб — позеленевшим (отведав такой булки, можно и умереть). Перец продают влажным: он при этом разбухает, весит больше, но быстрее гниет. Укороченные портновские линейки — настолько серьезная проблема, что с 1310 года токари приносят специальную клятву делать деревянные линейки только нужного размера. Перекупщики умудряются продавать даже фальшивый овес. «Как это? — спросите вы. — Уж овес-то — всегда овес?» Нет, не всегда: мешок гнилого овса продают, аккуратно насыпав сверху несколько горстей хорошего и свежего.
Улицы грязные, ухабистые и неровные. В центре каждой улицы проходит канава, куда горожане и посетители рынков сбрасывают всякий мусор. Как и на рыночной площади, на улицах стоят кое-как построенные деревянные дома. С годами ряды рыночных лотков превратились в ряды двух — трехэтажных домов, в которых торговцы и работают, и живут. Внешней территории у таких домов практически нет. Из-за этого даже самые маленькие города застраиваются очень плотно, а когда-то просторная рыночная площадь превращается в сеть узких переулков. Жесткие приказы, запрещающие проводить зловонные работы на главных улицах, в маленьких городах не действуют. Так что, заглянув в мастерскую, вы вполне можете увидеть, как внутренности животных просто бросают в ведро.
Когда на улице находят мертвую дикую свинью, а потом она внезапно исчезает, люди не знают, просто ли ее убрали или зажарили. Часто они подозревают (и вполне оправданно), что едят пирожки именно с ее мясом. В лондонских архивах описано немало случаев, когда мертвая свинья неделю разлагалась в канаве, а потом ее стащил пирожник. Иногда средневековые люди слишком далеко заходят, претворяя в жизнь девиз «ничего не должно пропадать зря».
Вторая перемена — это жареное мясо. Именно здесь лорд по-настоящему демонстрирует свое богатство, подавая красиво нарезанное экзотическое мясо. Вы отведаете мясной похлебки, мяса в желе, жареного оленя, олененка, козленка, крольчонка, дрофу, аиста, журавля, павлина, цаплю, куропатку, вальдшнепа, ржанку, белую цаплю, жаворонков… Список можно продолжать и продолжать. Мальчики-слуги расскажут вам, что практически каждое животное нужно разделывать по-своему. Селезней не режут, а «расслабляют» (unbrace). Если вы режете курицу, это называется «испортить» ее (spoil). Цапель «расчленяют» (dismemberment), кроликов «расшнуровывают» (unlace) и так далее. Если вы достаточно молоды, чтобы прислуживать лорду, то нужно знать все эти термины и уметь обращаться с парой разделочных ножей (вилок нет). Когда гофмаршал приказывает вам «заправить этого каплуна», «разделить оленя» или «показать журавля», то вы должны точно знать, как именно подать соответствующее блюдо лорду. Это нелегко, особенно зимой, когда единственные источники света на темной кухне — камышовые свечи и печки.
Медицина, которой учат в ведущих христианских университетах, находится под сильным влиянием учений двух врачевателей Древнего мира: Галена и Гиппократа. Не важно, где обучается будущий бакалавр медицины — в английском университете или за рубежом (например, в Париже, Салерно или Болонье), — ему объяснят, что вся вселенная состоит из четырех основных элементов: огня, воды, земли и воздуха. Эти элементы находят свое отражение в четырех основных влагах нашего тела: холере (желтой желчи), флегме, черной желчи и крови. В идеальном случае все влаги находятся в равновесии. Однако из-за болезней, миазмов или старости влаги выходят из равновесия, и ваше здоровье страдает. Когда в организме избыток желтой желчи, ваш темперамент становится холерическим. Избыток флегмы делает вас флегматиком, черной желчи — меланхоликом, а крови — сангвиником.
Разобрано буквально все, от и до, работа и отдых, быт крестьян и аристократов, чем вытирали зад, и какой была судебная и правоохранительная система на местах. Единственное что вызвало вопросы, лишь это:
Стрелы, сделанные из тополя или ясеня, длиной около 3 футов и толщиной в дюйм, с трехдюймовым железным наконечником и оперением из гусиных или павлиньих перьев. Чтобы выпустить стрелу с максимальной скоростью, на целую милю, вам нужно будет натянуть лук так сильно, чтобы перья на стреле практически касались уха. Тетива в этот момент натянется под углом 90 градусов. Чтобы натянуть лук, придется приложить усилие в 100–170 фунтов.
Бог с ними павлиньими перьями для в общем-то почти что одноразовых расходников, но толщина в дюйм для стрелы слишком большая, а выстрел на милю, т.е. 1600 метров, это совсем дикая фантазия. ЕМНИП даже у турков, с самыми лучшими луками, по мнению многих исследователей, не получилось преодолеть километровый рубеж. 950-970 – было, 1000 – нет, причем и стрелы были не боевые, а легкие и дальнобойные. Так что милю можно смело делить на пять, а то и шесть, вот тогда будет в ту сторону. Два или три футбольных поля по длине, поверьте, очень приличная дистанция поражения людей всего лишь из согнутой палки. Ну и с силой натяжения тоже не все гладко, единичные экземпляры записываются в правило. Основная масса луков по силе натяжения крутилась где-то около 40 кг, т.е. грубо говоря 80-ти фунтов. Ради справедливости автор указал ссылку, откуда это взято, поэтому цифры не лично его. За исключением этой странной занозы, я больше ничего странного не увидел.
А так, это отличная книга-энциклопедия по жизни в средневековой Англии, написанная с юмором, ссылками, уточнениями и подробностями. Всем кто хочет копнуть сабж глубже, или кому интересно разобраться, как на самом деле жили люди, которых мы видим в типа исторических книгах, фильмах и РПГ, данный труд будет крайне полезен. Затронуты если не все сферы жизни людей, то почти все, и аналогов этому труду я пока еще не видел. Под одной обложкой разобраны практически все бытовые моменты жизни простых людей. И это большая редкость, чтобы в одном труде было все объяснено все просто, доступно и интересно. Буквально недавно пытался юзать пару книг по артиллерии и кавалерии, но увы, они совершенно не зашли. Говорить, что это писали неграмотные люди, конечно, не стоит, но подача материала оставляет желать лучшего. Здесь же именно от и до, все разложено по полочкам. Глядишь, если бы писатели, сериальщики или игроделы изучали подобную литературу, появлялось бы меньше всякой отбитой фигни.
А в книге объясняется, почему (и как) портновские измерительные линейки делают токари?
Или это трудности перевода?
Или это не те токари, что работают за токарными станками?
Насчет перевода не знаю, но если по порядку, то в средние века было так – если человеку требовалась какая-нибудь штука типа граблей, молотка или кувшина – человек шел к мастеру, кто этим занимался. Лишь самые простые вещи изготовлялись сами. Линейка, несмотря на простоту, требует определенных навыков от изготовителя. Она может усхохнуть, ее может повести, она должна быть хорошо отшлифована, чтобы не цепляться за ткань. Это не считая того, что есть более сложные варианты линеек, например вот: https://auction.ru/offer/linejka_portnogo_19vek_london_arshin_vershok-i23118845575706.html#4 это пусть 19 век, но тем не менее отчего-то нужны были все эти сложности.
По токарке, хотя система обработки вращающихся деталей на тот момент уже была в ходу (типа ствол гибкой древесины сгинается луком, «тетива» проходит вокруг вала, и далее к педали, которая заставляет все это дело вращаться) но в самой линейке цилиндричность как бы ни к чему. Может имелся в ввиду не просто плотник, а именно что мастер классом повыше. Типа есть столяр, а есть краснодеревщик, вроде одно и тоже, и красное дерево там юзается далеко не всегда, а отношение к профессиям и «высота полета» – разные. Поэтому может подразумевался именно что профессионал, а не деревенский кустарь.
Ну, если есть одна такая явная странность, вопрос о том, как много странностей там ещё есть, не, может быть ошибка единична, но мало ли.
За Броделя могу сказать, что его работа «Материальная цивилизация», например, скорее о том, что из себя представляла мировая экономика 15-18х веков и как она развивалась, по сути как строился капитализм, да детали жизни народа там, даны общими мазками, но только с целью уточнения обще картины всего происходящего, а так же для указания тенденций развития, так сказать, чтобы можно было после обобщения понять и частности.
В остальном вроде все норм, по крайне мере больше ничего явного неприятия не вызвало. Но тут совсем перегиб, я где-то читал что древнерусский лук стрелял как правило на 700 метров, и думал хуже этого быть не может. Оказывается может, и порой в неплохих трудах))
Да, именно эти три тома. Понимаю что классика и труъ, но их я буквально заставлял себя читать, настолько тяжело все шло, и надолго меня не хватило. А тут наоборот, читал с удовольствием. Гора информации да еще и доступным языком.
Кстати, классика реально очень неплоха за становление капитализма, в общем чем дольше читаешь, тем больше понимаешь, что рассказы о его мегаэффективности и суперуспешной успешности для всех людей, даже на этапах его зарождения и предзарождения это прям туфтейшая туфта……
Разумеется))) Социально-экономическая платформа капитализма лучше средневековой, свободный человек работает на себя с куда большей заинтересованностью, чем какой-нибудь зафеодаленный кмет. Но на одного успешного приходиться 1000 обанкротившихся. Работные дома, детский труд в шахтах и на фабриках, трущобы – это все плоды капитализма, ищущего спососбы платить меньше, а зарабатывать больше. В 21 веке, вот сейчас, по всему миру эксплуатируется 200 млн. детей. Это как раз цена успеха единиц.
Понимаете, просто когда я дошёл до описания появления крупных, так сказать фабрик, то обнаружил, что в реальности, они могли существовать только если:
1) Имеют широчайшую государственную поддержку, и не только в виде огромных налоговых льгот, но и в виде прямого финансового участия в их строительстве
2) Возможность сверхэксплуатации рабочей силы, тут всё сразу, и низкий уровень жизни населения, и возможность просто перевести часть работы надом, и отсутствие цехов и ремесленных гильдий, которые ну будут терпеть чего-то подобного.
В общем читаешь и фигеешь, от того на сколько простому человеку капитализм жизу улучшил-то сразу, даже казалось бы на этапе когда он должен преимущества показывать заметные, но нет всё ни разу не так просто.
Привет, не знал где писать поэтому тут напишу. Ты же наверняка знаком с греческой мифологией? Так вот там есть эпизод Троянской войны, где Аякс Оилид во время взятия Трои ворвался в храм Афины где пряталась Кассандра, оторвал ее от статуи Афины (попутно опрокинув) и (по одной версии) изнасиловал. Так вот я думаю: а состоятельна ли эта версия? Просто я лично думаю что нет. Я исхожу не из моральных соображений, все таки большинство людей того времени были далеки от нынешней морали, а с точки зрения логики. Во-первых – большинство авторов эту версию прямо отрицают, а говорят что он просто ее отвел в стан греков, а там ее тут же отобрал Агамемнон. Об этом пишет тот же Филострат, а он жил уже во времена раннего Рима и имел так сказать доступ к греческим архивам. Во-вторых – мне кажется что это объективно сомнительно с точки зрения логики. На тот момент в Трое во всю кипел бой и у Аякса банально не было бы ни времени, ни возможности совершить сие действо, т.к. его в любой момент мог взять за жопу оказавшийся рядом троянец с вилами. Поэтому я считаю что версия со станом и Агамемноном наиболее правдоподобна, а ты что думаешь?
С другой стороны в греческой мифологии вообще черт ногу сломит. Один и тот же автор постоянно противоречит сам себе. Проще выбрать наиболее правдоподобную и широко распространенную версию и придерживаться ее.
Я думаю все упирается в Аякса, был он безбашенным или нет. Технически там на все про все 10 минут хватит, да закрытой двери (это не считая того, что обычно за такие героями следовали отряды). Весь вопрос в том, рискнул бы он заниматься подобными вещами прямо посреди боя или нет. Если безбашенный – да, мог бы, если правильно расставлял приоритеты – то нет. Учитывая что «был известен буйным и дерзким нравом» – предпосылки быть могли.
Тут разбирать на самом деле долго, ху из зу. В чем плюсы от фабритизации, а в чем минусы. С одной стороны производство стало дешевле, использование машин позволило уменьшить затраты времени и труда. С другой – погорели многие ремесленники, безработных стало столько, что упала цена самого труда. на какой-то момент времени фабрики вполне себя окупали и без государства (пока рынок не насыщен товаром, есть шансы на успех в русле нормальной конкуренции), сейчас же не заручившись поддержкой чиновников и начинать что-то опасно, сожрут только так.