Это последняя, с пылу с жару, книга Мартьянова. Десять лет назад сей кадр строчил лютое говно в «Саге о Конане» и приписывал Роберту Говарду совершенно дичайшие вещи. Прошли годы, серия СЗ загнулась окончательно, и о Конане Мартьянов вспомнил лишь по выходу фильма в 2011 году, типа Джейсон на роль Конана не подходит, а вот тот чел, что играл Джейме (ну тот гламурный блондин, любитель инцеста) – самое то, могучий, ловкий черноволосый киммериец!!! Мартьянов за эти годы нехило поднялся, стал труъкатоликом и по-прежнему участвует в гнусных языческих игрищах, типа «Ослов Одина». Сразу видно принципиального человека, ибо только у такого одно другому никак не мешает. Ну а тут такой пиар нового романа, что поневоле захотелось узнать, как оно нынче с афтора с головой. По-прежнему в ссоре или вообще разругался насмерть.
Решающим фактором нажать на кнопку скачивания оказалось содержание, а именно, в конце есть несколько страниц «от автора». Ну это я уже видел в СЗ, типа страниц вышло мало, надо чем-то добить, ну и раньше Мартьянов раскрывался по полной. Ну и тут ожидания не обманули. Сначала он пишет о «литературной достоверности». Бу-га-га, будто это не он рожал дебильные двуручные мечи, да двухэтажные хоромы на 10 комнат в глухих хуторах Пограничного королевства. Ну да мало ли, может таки взялся за ум и прочитал что-то толковое. Посмотрим, об чем именно речь. А, чуть не забыл, сначала афтор ссылается на Хаецкую:
Предоставим слово петербургской писательнице Елене Хаецкой, признанному мастеру как добротной fantasy, так и исторического романа:
«Быть хорошим читателем — это большое искусство. Человек должен уметь прочитывать кодировки текста, расшифровывать книгу. Писателей часто призывают «подумать о читателе» — сделать книгу как можно более примитивной и побольше кровищщи. Я этого делать категорически не буду и другим не советую. Я верю в читателя и верю, что люди, которые умеют читать по–настоящему, не переведутся еще очень долго. Может быть, вообще никогда».
Вот так никогда не подумаешь, что это сказал тот самый человек, сделавший из Конана тупого дегенерата, как раз заливающего кровью врагов и вопящего «Кром» почти на каждой странице. Как раз из-за таких читателей, задумывающихся над книгам лавочка с отечественной кониной и закрылась
Ну да, пес с ней, признанной, непонятно кем, мастером. К теме.
Сначала идут монеты на эту тему есть куча статей, что чего стоило, и тут откровений особых нет.
Потом ледниковый период, здесь Мартьянов пишет, что почему-то все Высокое Средневековье воспринимают как царство ветра-холода-сырости. На самом деле типа все не так и до 1300 года было очень тепло! А потом вдруг стало холодно. На самом деле разница между периодами «до» и «после» составляла 3-4 градуса. Чем это обернулось, ну если в Париже в январе было +3,5 градуса в январе, то теперь стал ноль. Забавно другое, у него действия в книге, разворачиваются как раз не в Высокое средневековье, а Позднее. В котором те самые «холод» и «сырость», которые русский человек просто не поймет. С тем же успехом можно разобрать климат Древнего Египта или Месопотамии, они будут иметь ровно такое же отношение к делу, т.е. никакого. Но зато это придаст объем книге.
Ну и дальше по нарастающей, Мартьянов пишет, что планка старения раньше была совсем такая же, как сейчас. Прямо грит, тьма-тьмущая доказательств и приводит в этом качестве кого? Высшее дворянство и римских пап! Типа смотрите, видите сколько жили люди, у которых была лучшая в стране жратва, лекари, уход, слуги, и прочие условия для жизни?! Некоторые до 90 лет доживали! А значит так жили почти все!!! Особенно простой люд, который не страдал от невероятно «нервной работы» верхушки духовенства. Это у Римского Папы нервы, а у обычного люда никаких забот, типа где взять денег, как прокормить семью, и как не стать бомжом. Тишь да благодать. И в довершение ко всему этот кадр ссылается на несколько законов, где фигурирует цифра в 60 лет. Типа раз она есть – ну значит вааще все так как в современности. Простая мысль, что потому и принимались эти законы, что подобные люди были редкостью, Мартьянова в принципе не посещают. О каком состоянии здоровья можно говорить, если достаточно посмотреть на зубы людей, которые банально выпадали годам к 25-30. И это как раз сказалось на кухне Средневековья, когда даже мясо сначала жарили, а потом варили, чтобы хоть как-то можно было его употребить. Вот такие вещи как раз говорят о здоровье людей и их иммунитете. Свою лепту в продолжительность жизни вносили болезни, эпидемии, никакая медицина, тяжелый труд и постоянные войны. Все это целиком ложилось на простых людей, а верхушка – жила полной насыщенной жизнью и обобщать эти две категории людей, это все равно что сравнить пенсию, получаемую в российском колхозе (после всех злоебучих повышений) и в Норвегии (после кризиса).
Потом дело доходит до бань, с ними дело не все так однозначно. Да, они были, но опять таки к описываемому периоду церковь стала закручивать гайки. Сами бани массово появились лишь после возврата крестоносцев в Западную Европу. И некоторое время вполне удачно существовали, но затем с 14-15 века нравы ужесточились, церковь ввела запреты, не в последнюю очередь из-за царившего там разврата (да, блэк-джек и шлюхи). И после этого Западная Европа и обрела ту самую грязную славу.
«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. В ХV—ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, в ХVII—ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. От подобной «чистоплотности» начались эпидемии.
Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Королева Испании Изабелла Кастильская за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Знаменитый сердцеед король Генрих IV за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.
Дочь одного из французских королей умерла от вшивости. Папа Климент V скончался от дизентерии, а Климент VII, как и король Филипп II, погиб от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Но это уже 15 век и далее, но начиналось как раз все это раньше, в 14-м.
Следующее упоминание касается бубонной чумы. Мартьянов долго пишет об ее ужасах, и они правда были. Но в упор не видит причин, ее вызывавших. А ведь они напрямую связаны с тем, что было разобрано выше – гигиеной и здоровьем. Если бы было все так славно, куча бань и крепкое здоровье у каждого (см. продолжительность жизни) – число жертв было бы гораздо меньше. Но было то, что было – грязь на улицах, антисанитария, скученность и никакое здоровье людей, низкий иммунитет, множество крыс – переносчиков заразы. Поэтому чума произвела такое губительное опустошение.
Ну и последняя часть посвящена лепрозориям, и их правда было много.
Искренне жаль, что разобрано далеко не все, например оружие, типа арбалетов на пружинке, или заспинных двуручнегов. Мартьянов уже как-то разоблачал коллег-авторов, тактично забывая, что у самого лютого бреда хоть отбавляй. Ну что есть то и есть, а поэтому, определив, что Мартьянов изучал, обратимся к книге.
С банями была еще одна проблемка – под конец Средневековья в Европе стало заметно меньше лесов, а уголь добывали еще мало и, соответственно, дрова стали очень дорогими, топили чаще кизеками. Мыться холодной водой – оно может и закаляет организм, только не у всех и не всегда, да и приятного мало. Примерно то же время среди простых людей стали часто употреблять блюда, приготовляемые без применения огня – что тоже не способствовало укреплению здоровья и продолжительности жизни.
Верно подмечено. Дрова стоили крайне дорого, что сказывалось и на горячей воде и на приготовлении еды. Луковый суп в то время означал порезанную луковицу, брошенную в воду.
Водоемы же были. Иди, все лето купайся.
ну ради правды – водоемы были, только доступ к ним был в основном у жителей деревень. это у них с санитарией обстояли дела более-менее. у жителей городов же с водой был обычно напряг. летом – да, купайся на здоровье (правда далеко не в каждом водоеме), ну а как быть в другие 9 месяцев?
здесь сама постановка вопроса удивляет: афтар долго распинается по теме, путает один период истории с другим и все ради чего? чтобы его персонаж ДВА РАЗА ПОМЫЛСЯ.