Джон Маддокс Робертс

Дата: 12th Август 2010. Автор: Chertoznai. Рубрика: Доска почета
%d0%b4%d0%b6%d0%be%d0%bd-%d0%bc%d0%b0%d0%b4%d0%b4%d0%be%d0%ba%d1%81-%d1%80%d0%be%d0%b1%d0%b5%d1%80%d1%82%d1%81


Один из лучших писателей в жанре фэнтези нашего времени.

Сюжет у него почти всегда кажется простым, но на самом деле все гораздо глубже, почти каждый из героев имеет свой скелет в шкафу, зачастую не один. Обязательно есть интрига, и необычные повороты сюжета («Город негодяев», «В чертоге Крома», «В цитадели зла»), причем это касается не только Саги, но и других произведений, того же «Островитянина», например, или «Убийства в Тарсисе».

Джон приводит множество подробностей, которые заставляют поверить в реальность происходящего:

В камине горели дрова – принесенные морем куски дерева, обломки досок. Из-за морской соли, пропитавшей древесину, дрова эти вспыхивали яркими искрами.

Причем, при всем этом, отнюдь не злоупотребляет описательными эпитетами. Да, это мелочи, но они ровно там, где это нужно. Декорации и места действия описаны четко и недвусмысленно. Так, что окружение вырисовывается в голове само собой:

Лавка располагалась на берегу крохотной бухточки у западного берега моря Вилайет, там, где его ширина не достигала и двух миль. В это утро море было спокойным. Вилайет представлял собой мелкое, со всех сторон окруженное сушей море, и потому если на западе штормовая погода вызывала сравнительно небольшое морское волнение, здесь при таком же ветре волны достигали поистине гигантских размеров. По этой же причине море Вилайет, в котором не было приливов и отливов, в штиль бывало гладким, как зеркало.

Давас увидел, что бурей вынесло на берег множество разной всячины: стволы деревьев, сор, массу водорослей. Многое было принесено с юга. На берегу лежали мертвые рыбы и какой-то морской зверь, но янтаря, этого драгоценного подарка стихии, Давас не обнаружил.

Схватки и характеристики оружия прописаны на очень высоком уровне, недаром автор был «черным беретом», коллекционирует мечи, и знает о возможностях оружия и о его ТТХ не понаслышке. Вот Джон описывает сабли:

Конан понимал, почему они хотели, чтобы он вышел наружу. Угол, где сиделкиммериец, столы, низкие балки потолка – все это создавало большие неудобства для длинных хорасанских сабель.

Сразу видно минус длинноклинкового оружия в тесном помещении.

В конце концов, он собирался в путешествие, а не на поле боя. Именно поэтому он прошел мимо лавок, где продавались щиты.

Кстати многие авторы забывают, зачем щит и где он нужен. Это отрывок из «Города негодяев», а вот в «Победителе» Конан шел именно как наемник, а не путешественник, там и появляется щит.

Наемник пытался всучить ему аквилонский доспех для конника. Конану он был ни к чему. А в городе, в узких улочках, мог стать даже опасным для своего владельца. В конце концов на столе, где были разложены легкие кирасы, Конан и обнаружил то, что ему нужно.

Автор четко представляет разницу, для чего нужен какой доспех, и тут работает принцип не «больше, толще, тяжелее – значит лучше», а «по потребностям и оружие, и доспехи». Это видно и в примере ниже.

Панцирь был сделан из бронзовых пластинок и доходил Конану лишь до середины груди. Конан примерил несколько панцирей, пока не подобрал такой, который целиком закрывал его широкую грудь. Шлемы также были бронзовые и, как и панцирь, украшены выпуклыми шишечками. У всех шлемов были разные по форме щитки, прикрывавшие переносицу, щеки и затылок. На некоторых имелись украшения в виде фигурок зверей. Конан выбрал шлем со щитками, закрывавшими щеки, и украшением в виде маленькой серебряной фигурки кабана.

Для правой руки он взял толстый кожаный нарукавник с накладками из бронзы. Для левой руки ничего не нужно было, потому что ее должен прикрывать щит.

Это к слову о том, где нужен какой доспех. Сплошной панцирь в лесах пользы особой не принесет, зато несказанно затруднит продвижение воина на марше. Это только в идиотских фильмах рыцарь надевал доспех лет в 20 и снимал в 60. В жизни же доспех одевали ТОЛЬКО перед сражением. (Да некоторые носили кольчужку под одеждой, но она выдерживала разве что удар кинжалом).

И Конан, как полагающийся больше на нападение, чем защиту берет именно легкие доспехи, которые отведут скользящий удар в сердце, или грудь. Для прямых ударов – есть быстрая реакция и щит.

Шишечки на доспехах не просто так нужны, перекаленный клинок, попав на такую выпуклость, мог лопнуть.

Он выбрал один из щитов. Все они были одинаковы – круглые, состоящие из двух слоев перекрещенных дубовых досок различной толщины. Для прочности щит был обит внутри и снаружи железом. Потом киммериец подобрал для себя копье из дерева ясеня, со стальным наконечником. Теперь он был вооружен против любого врага.

Взаимноперпендикулярное расположение слоев дерева не позволит быстро расколоть щит, так как дерево хорошо держит удар по направлению против волокон, а здесь, как ни крути они и будет против. Дуб тоже здесь не просто так, если его резать по волокнам – он очень хрупкий, изобилует сколами, а вот поперек волокон – свойства прочности очень высокие. Оковка железом позволит исключить измочаливание рубящими ударами края самого щита.

Ясень – вообще лучшее дерево, как на копья-стрелы, так и вообще на предметы, которые должны испытывать значительные физические нагрузки, в том числе и изгибы. Спортинвентарь и брусья – по сей день делают из ясеня.

Доспехи, если они и были, скрывала кожаная туника, а на широком прошитом бронзой поясе висел тяжелый аквилонский боевой меч с лезвием длинным и широким.

Двуручный эфес был обтянут тонкой акульей кожей. Когда-то жемчужно-серого цвета, с грубой текстурой эфес был изрядно потрепан и потерт от частого пользования.

Акулья кожа, как и кожа ската, считается вообще лучшим материалом на обмотку рукояти меча. Этот материал очень прочный, не раздражает руки и, по мнению некоторых людей, лишь новые полимерные материалы могут по тактильным ощущениям приблизиться к обработанной коже ската или акулы.

Меч на поясе был длинным и тонким, никаких украшений на рукоятке.

Никаких камешков, брильянтов, переплетенных змей, ослов, орлов и пингвинов. Сугубо оружие для боя, это оружие должно защищать человека, а не он его, и здесь это правило соблюдается на все сто.

— Дай-ка я сам сперва попробую, — решительно сказал Конан. Он зацепил нижний конец лука левой лодыжкой и наступил на него, Взявшись за верхний конец, киммериец приналег на лук бедром и согнул оружие. Многослойное дерево, из которого был сделан лук, затрещало, когда Конан вдел тетиву в верхний паз.

Именно так мощные луки и натягивают, когда силы рук, для того, чтобы согнуть лук не хватает. Многослойность свидетельствует о том, что лук, разумеется, сложный (композитный).

Дуга состоит из нескольких слоев дерева, склеенных вместе. Они должны годами выдерживаться в специальных формах.

Это реальная технология производства сложных луков.

— Запомни, когда луга согнута и в нее вдета тетива, дерево очень напряжено и может треснуть. Поэтому нельзя оставлять лук натянутым больше двух часов подряд. Вот зачем у тебя всегда будут два лука. На случай тревоги всегда держи один натянутым, а другой — ослабленным. В холодную погоду всегда согревай лук, перед тем как согнуть и вдеть тетиву, а не то он потрескается.

Ни добавить, ни убрать. Как дерево не высушивай, в нем все равно будет влага (при желании можно высушить до 1-2% влажности, но дерево, изъятое из сушилки тут же впитает в себя влагу из окружающего воздуха, примерно до 12-15%), при холоде вода замерзает в древесных каналах, тем самым, образовывая лед, который отрицательно сказывается на гибкости дерева.

Причем все это писалось когда Интернета практически не было, это сейчас погуглил пол-часа, вот тебе и информация, что\зачем\когда\из чего\почему. А в то время единственными источниками были редкие книги, да музеи. И для того чтобы написать правдоподобно надо было потрать в десятки раз больше времени, нежели сейчас. И это есть тот самый, серьезный подход к делу.

А это к слову о том, что человек изучал природу:

Тишину лишь изредка нарушал жуткий волчий вой. Но киммерийца он не мог испугать. Зима только-только началась, и волки еще не оголодали настолько, чтобы нападать на людей. И вообще, вооруженный мужчина, здоровый и сильный, он не видел причин бояться волков.

Это вам не туры, родящиеся посредине зимы, и не барсы с кисточками на ушах, и не сапсаны – черные дятлы пограничья, с железным клювом длиной в локоть.

Значит, скоро его выбросит на берег. Это был единственный шанс остаться в живых. Как только он начнет приближаться к берегу, надо будет освободиться от каната, которым он привязал себя к мачте, иначе его может расплющить в лепешку ударом о прибрежную скалу.

Здесь видно грань героизма и самоубийства. Да, можно было бы просто черкануть «привязал себя к мачте во время шторма, а очнулся уже на берегу». Но не все так просто. Мачта, это спасение среди бушующих волн, но не когда с этой мачтой может выкинуть на берег.

- Даже в Зингаре я не видел ни одного адмирала, который бы с такой дотошностью инспектировал корабль,- сказал Вульфред.- Но клянусь бородой Ньорда, я вообще никогда не слыхал, чтобы какой-нибудь придира обследовал бы подводную часть корпуса!

- Судить о корабле только по той его части, что над водой, – это то же самое, что покупать лошадь, не глядя на ее ноги, – откликнулся Конан. – Я видел много кораблей, блестящих свежей краской и остервенело надраенных выше ватерлинии, но подводная часть которых представляла собой только поросшую водорослями и ракушками, гнилую и поеденную червями деревянную массу.

Вот что такое предусмотрительность, и вот где умный варвар.

Робертс пишет со знанием дела о многих вещах, какие и перечислять я не возьмусь, слишком много всего нужно сказать. Об оружии в этой статье выложена маленькая толика того, что есть в книгах Джона на самом деле. Не меньше написано и о других вещах: обычаях и быте, схватках и стратегии, странах и народах. Причем все это не взято с потолка, а логически обосновано, имеет реальные исторические прототипы и параллели, причем взятые не вслепую. Видна огромная база данных и знаний, которые автор использовал при написании своих произведений.

Серьезный подход к делу виден практически во всем. Например, киммерийцы не просто некий крутой народ, а-ля Спарта. Все гораздо сложнее, воинственность была характерна для кочевых и полукочевых народов, которые постоянно сражаются за землю – поэтому киммерийцы предстают как полукочевники, это и объясняет их воинственность. Причем важно помнить, что не в том смысле «кочевники, как монголы», которые почти не слазят с лошади, а кочевники, скорее в смысле шотландских пастухов.

Кланы – это непременный атрибут родоплеменного общества. Продумано практически все, вплоть до еды, ибо при суровом киммерийском климате никакой пшеницы быть не может, равно как и фруктов-овощей.

Суровость не с пустого места у киммерийцев появилась – это результат каждодневных лишений, борьбы за выживание на скудной земле, где нет ни развлечений, ни городов, ни ярмарок. Жесткие природные условия вносят в это свою немалую лепту.

Гирканцы же, например, используют специальные седла, из нескольких слоев войлока, стремена чисто номинальные. Конан, когда учится стрелять из гирканского лука, перенимает манеру степняков, а именно берет стрелу «по-восточному» (двумя пальцами), для них одевали специальные кольца на большой палец. И все это подмечено и учтено.

Причем, когда описан бой в море, уделено внимание даже тому, как крепится оперение на стрелу, в море клей не выдержит высокой влажности, поэтому клей не применяют. Все описания логичны и взаимосвязаны, автор не жертвует реализмом в угоду красоте. Все предельно реалистично, продумано и правдоподобно.

Отдельно стоит сказать за использование Робертсом «мифов Ктулху» в Саге. В творчестве Роберта Говарда эта тема была поднята не раз, например в «Порождениях бездны» упоминается Р’льех и Дагонова топь. В самом «Конане» напрямую Ктулху и все остальные боги не упоминаются, но намеков более чем предостаточно, как говорится, внимательный – найдет. Кроме этого, у того же де Кампа есть в Саге тот же Ноденс. Так что дорога для связки Хайбории с богами древности уже достаточно протоптана. От чего по-моему Сага только выиграла.

К детальной проработке мира, окружения, характера персонажей прилагается интересный сюжет, умный варвар, мотивированные поступки, и приключения. Но в этом убедиться лучше лично. Спойлерить здесь точно не стоит.

Причем, что достаточно редко бывает в литературе, творчество Робертса несет не только развлекательную функцию, но и образовательную, как в плане Хайбории, так и в плане повседневности средневековой эпохи. Всем тем, кто любит в фэнтези реализм (а именно он отличает фэнтези от сказки), проработку деталей, персонажей, интригу – советую читать именно Джона Маддокса Робертса.

  1. ЭТО СУПЕР СПАСИБО ОГРОМНОЕ

  2. J.K.:

    Гран мерси. Обязательно ознакомлюсь.
    Кстати, а не подскажете, его серия Falconer не переводилась на русский язык?

Comment Spam Protection by WP-SpamFree