Поль Уинлоу – «Священная роща»

Дата: 7th Октябрь 2010. Автор: Chertoznai. Рубрика: Рецензии
%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c-%d1%83%d0%b8%d0%bd%d0%bb%d0%be%d1%83-%e2%80%93-%c2%ab%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d1%80%d0%be%d1%89%d0%b0%c2%bb

…Начиная читать «… рощу» после «Слуг чародея», я был немного раздосадован Перумовым, как продолжателем конанианы, но всё же несокрушимо верил, что настоящий талант ещё себя покажет.

И ОН ПОКАЗАЛ!
Кедрить его за ногу!!!

«Священная роща» Перумова – это полноценный сюжет к боевику 80-х-90-х годов «Джон Рэмбо: последняя кровь. Один против джихада» – как-то так, только в стиле фэнтэзи! И если это героическое фэнтэзи, то кроме слова «героизм» всю остальную классификацию художественной литературы здесь, применительно к этому рассказу, можно смело убирать.
Ни капли не преувеличиваю!
И если бы рассказ был не про Конана и не было бы никогда на Земле такого автора, как Р. Говард, с позиции произведений которого я теперь оцениваю потуги Перумова, то смело заявил бы, что сей – в самом прямом и непосредственном значении слова -  зубодробительный экшн мне чрезвычайно понравился!

Коротко и в общем характеризуя «Священную рощу» скажу следующее.
Перумов придумал грандиозную эпическую бойню мирового зла с классически единственным героем, коим назначил Конана, но чтобы не пороть подобную ерунду в самом мире Хайбории, он, в этом случае, перенёс её в пространственно-временном континууме в далёкое прошлое – то время, когда ещё сам Сет собственнобрюшно утюжил песок нашей древней матушки-Земли.
Одним словом – перенёс, как мне кажется, для того, чтобы не заморачиваться соответствием парадигме привычной всем читателям Хайбории, а так – он полностью развязал себе руки в отношении того, что по этому поводу могла выкинуть его фантазия.
Вот тут то и пошла адская жара по принципу: «Сча, ребяты, мы вам тута нехилый армагидец устроим!». На самом деле у Перумова с его детальным, захватывающим, держащим в напряжении, динамическим стилем описания реально получился библейский мини-апокалипсис, правда без белых тапочек в конце…
Оторвался, что называется – ПО САМОЙ ПОЛНОЙ!

Пройдёмся по сему шедевру чуть поподробнее!

Сначала идёт хронологическая привязка к Кареле Рыжему Ястребу из «Чёрных камней Аманара».
Далее завязка предопределяет и предвкушает нечто нехилое по накалу страстей и несомненно очень важное и масштабное в рамках земного существования жизни. На южных склонах каких-то Акрокеруанских гор (это, напомню в далёком прошлом, потому искать в Хайбории «теперешней» – нет смысла) хайборийские родичи «дзеревянных мьянтов» из фильма «Властелин колец» в переводе Гоблина именуемые Свайолями испокон веков занимаются тем, что медитируют, созерцая мудрость далёких звёзд в своей роще, где у них есть свой батяня – Древо-Отец и прилагается, в лучших традициях народной мифологии, хозяин-защитник-обитатель – дриада Айана, с чёрными волосами в косе аж до… самой земли. Свайоли растут вперемешку с обычными деревьями и дриада там что-то вроде няньки-садовника в тепличном дендро-рассаднике.

Когда на фоне звёздного неба на секунду появляется чья-то невероятно ужасная крылатая тень, все дендроиды хором начинают вопить, взывая к помощи хрупкой дриады и когда последняя заиграла на флейте звук шухера, трава испуганно прижалась к земле, а кустарники поспешно втянули ветви.
После всего читателю недвусмысленно намекнули о том, что это опять разгулялись по земле Твари Из Тьмы, враждебные всему живому.

Масштаб катастрофы теперь очевиден даже самому незадачливому любителю фантастики – самое время появиться спасителю.

Стать таковым предстояло конечно же девятнадцатилетнему, но уже не в меру опытному и бравому киммерийцу, который на то время обитал в чисто русском Шадизаре Проклятом с его Пустынькой и прочим.
Дриада со старта сообщила Конану о том, что нанимает его охранять свою рощу и заявила, что охранять её должен исключительно один человек (в этом месте удивление лишне: стандартный закид Перумова – если не эпическая сборная, значит герой-единоборец!) всего-навсего ровно тридцать три дня. Конан, правда, у автора не дурак, согласиться на непонятно что ему помогают куча золота и сама Айана на коленях.

По дороге в рощу, длинной в один день от Шадизара, Конан узнает, что некий капитан Гатадес уже катался этой дорогой с этой же дамой и так и не вернулся. Тем не менее варвар идёт за дриадой и на холме с тремя пальмами они попадают во время и местность времён Свайолей за что Конан тут же хочет прибить девку, но та наконец-то рассказывает ему во что тот на этот раз по фантазиям Перумова вляпался.

Как и в «Слугах чародея» дальше следует невероятно охерительно-впечатляюще-эпическая предыстория мирового масштаба на фоне вечной борьбы тех же Бобра с Ослом!
Значится так! В этом, типа параллельном мире было семь Священных Рощ Свайолей. Это такие дендроиды, похожие на обычные деревья с ветками, цвета человеческого загара, с лезвиеподобными длинными листьями серебристого цвета, а на верхушке ствола – что-то типа напоминающее соцветие подсолнуха – человекообразная рожа с умными глазами. Вот эти глаза искали в межзвёздном пространстве и иных мирах, в обителях богов и небожителей мудрость, а потом сплавляли её избранным людям из человеческой расы, которые своим учением ограждали весь род людской от злых проступков, бушующих в их сердцах страстей и от самого Зла (в связи с этим там ещё вспоминается какое-то Зелёное Братство – праобраз зелёных политических партий мира современности, наверное). Свайоли эти – бессмертные по своей сути, мыслящие деревья, но вот в данном конкретном случае почему-то, как понятно далее из рассказа, могут погибнуть, так как шесть подобных рощ уже уничтожены… Кем? Прально! Сэтом, Богом Ночи, против ратей которого не устоят, после падения всех Священных Рощ (чуть не написал «Рож»!) ни Митра, ни Асура, ни Кром, ни… Индра!
Как-то даже не найдусь прокомментировать всё это…

Одной фразой – предельная ерунда!
…Те же указания на то, что если надо – боги собственными персонами предстанут пред читателями во всей своей красе чего стоят!

Короче говоря – опять на Конане лежит тяжёлая ноша мировой ответственности если он вдруг не справиться с заданием!

Ну, на то он и герой, нет?

В усугубление тяжкости ситуации, Конану и читателю дают понять, что вырваться из этой рощи можно только по истечении 33-х дней, так что либо сражаться, либо смерть. Но когда варвар вполне справедливо заявил, что отсидится где-нибудь в сторонке, Айана берёт его на понт, мол, трус и не герой настоящего фэнтэзи, да-да! Какой герой позволит вот так бессовестно плевать себе в душу – и Конан с обречённым сердцем соглашается стать камикадзе.
Далее следует ещё один намёк на то, что рубилово предстоит нехилое: Конану настолько понравилось в роще, что (тут я ржал!) он понял – красивее места просто не существует и он готов умереть за него по собственной воле! Искусственная подводка и накал страстей щупается здесь даже голой задницей не то что думающим мозгом!

То что Конан – лучший, а потому был избран, это и так понятно, а вот на вопрос, почему надо сражаться с демонами в одиночку, дриада приподнимает наконец-то перумовскую «карусельную» концепцию всего происходящего в мире фэнтэзи.

Всё оказалось действительно очень просто!

Хули тут выдумывать – это ж фэнтези Говарда и сюда, по глубокому убеждению самого Перумова, можно впихнуть всё что только душе захочется!
Так приказали Великие Нездешние Боги, коих боялись и Сэт, и Митра, и вообще вся честная компания! Не простили они Свайолей за то, что узнали мудрость богов и делились ею со смертными. Наказание было страшным: дендроиды подлежали зелёному геноциду посредством убиения под командованием Сэта… НО! По Перумову Великие Нездешние очень любили игры и развлечения, потому постановили следующие правила игры, раз уж дендроиды помогали смертным, то пускай они их и защищают, а поскольку из-за мудрости богов, переданной Свайолями люди стали несравненно могущественны, то для этой цели вполне должно хватить и одного человека.
Вот такая, «совершенно рациональная» (А почему нет?) для Хайбории Говарда, сложилась невесь откуда высосанная концепция, предваряющая мотивацию всего сюжета!

Потом Конан разговаривал с деревьями и пил забродивший нектар из чаши большого цветка в доме дриады, сросшийся из живых растений – я даже не отметил про себя, что уже давно не воспринимаю читаемое, как что-то серьёзное…

Как и в «Слугах…» здесь Перумов знакомит читателя с предстоящей сборной Сэта по зачистке безропотных рощ дендроидов. В самом описании уже ощущается какая-то древнерусская былина, что-ли: двое из них – крылаты, двое ходют на ногах, ешо двое – ползают; все покрыты роговой бронёй, клыкасты, когтисты, с клешнями (нет – автор хоть бы совесть имел, создать таких невъё…ных чудовищ-универсалов, честное слово. Он как себе их представлял?.. Да суть то даже и не в этом – как реально мог человек с этим бороться сам, с одним мечом в руках?!. ), а двое из них ещё и ядовиты – один плюётся ядом, все они ростом или параметрами с хорошее дерево, конечности их при этих то размерах в ловкости почти ничем не уступают человеческим, глаза – универсальны что для дня, что для ночи, силой они – сотни и сотни слонов, самые толстые деревья ломают как тростник, клыки одним махом разгрызают камни…
Всё – дальше излагать не могу, просто цитата: «…Но этого мало. (здесь я, когда читал, сделал паузу, чтоб пересмеяться) В каждом из них обитает злобный и жуткий демон, и силы черных Преисподних повинуются их приказам. Я видела эти силы – тучи черных тварей величиной с орла, чьи когти раздирают в клочья тела врагов; полчища громадных крыс ростом, не меньше волка и прочих, поменьше и уже не столь смертоносных. Однако, сокрушая Рощи Свайолей, шестеро демонов еще ни разу не прибегали к помощи Темных Миров…»

Вот это я и называю «Выше звёзд круче только яйца»!

Более героичным предстало бы только то, как киммериец самолично в открытом космосе воюет со всеми тварями фантазии Лавкрафта одновременно во главе с самим Ктулху и в количестве миллион единиц!

Библейский апокалипсис по масштабам катастрофы и безисходности – невинная детская сказка дошкольного возраста!

Дальше я читал только потому, что интересно было узнать, КАК дальше по сюжету автор удосужился увязать такой вот нехилый замес!

Понятное дело, что за позитивный исход при таком то раскладе Конану пообещали всё что только было доступно, даже девственная дриада пообещала отдаться.
Однако не всё оказалось столь печально. Конан решает соорудить баррикады на подступах к роще. для этого он находит поблизости кучу поваленных деревьев со стального качества древесиной – хули тут заморачиваться над мелочами, когда такие монстры в гости идут, а ещё рассказывать всю подноготню – скорее бы уже сама драка! Вот по этому деревья эти назывались «каменные деревья», которые росли там повсюду, но именно здесь достигали, как не без гордости заявила дриада, своей максимальной прочности!
И именно вот эти вот деревья повалила обычная недавняя гроза! Вопрос – КАК? Ответ – «Чё придрался, противный? Для дела надо! Ты что – слепой или глупый? Разве не читал, какие монстрюки на подходе? Тут обычные деревья не помогут! И если бы их не повадил ураган, то как по твоему их рубил бы Конан? Свим мечём? Каменные деревья? Не смеши – это ж нереально!»

Но это сущая фигня – дальше началось то, от чего я уже начал потихоньку плеваться и в голос прорицать нехорошие пожелания в адрес автора.
Когда Конан не смог, что логично, поднять каменный ствол дерева и заявил, мол, ничё не будет, Айана без обиняков, как пить дать, спокойно объяснила, что дерево надо ПРОСТО ПОПРОСИТЬ И ОНО САМО ПОПОЛЗЁТ КУДА НАДО!

Я не знаю, перевернулся ли в гробу Говард, когда такая хуита о его Конане пошла в печать, но внутри меня что-то окончательно оборвалось напрочь, когда я это прочёл!
Хотел было припомнить детскую сказку в которой я сопливым дошкольником уже тогда с недовольной гримасой читал о подобной самокинетике недвижимых предметов… Хотел… но не смог: в сказках она часто встречается.
Это с одной стороны! А с другой – более нелепого сюжетно-мотивацонного подспорья для рассказа героического фэнтэзи и настолько «реально-правдивого» – «тщательно продуманного»! – я вообще нигде ещё не встречал!!!

Итак, дриада играла на флейте, а деревья послушно гуськом ползли в сторону рощи и складировались вокруг неё…

Однако Перумов, оказалось, совсем не лишён самоиронии, поскольку спрашивает ехидно устами Конана (наверное у самого себя!):
«- А может, тут и ямы будут сами собой копаться?» и ещё:
«- Послушай… а с камнями ты… это… не можешь договориться? Я уже готов во все поверить…
- С камнями? – Айана устало подняла голову. – Конечно. Только они ленивы и медлительны…
- Придется тебе их подогнать, – заявил Конан. «Да не рехнулся ли я? – мелькнуло у него в голове после этих слов. – Ходячие бревна, ползающие камни… Куда я вообще попал?..
«

Это как понять – совершенно при уме, Перумов сам себя оправдывает за этот бред, тем не менее продолжая гнать по чёрному?

«…Громадные валуны с берега недальней речки катились медленно и с натугой; Конан готов бы поклясться, что он слышит их недовольное ворчание и жалобы на то, что их разбудили, что им не дают спать и заставляют теперь тащиться невесть куда…»

… Где-то что-то я такое в мультике про Конана смотрел…Идиотизм чистой воды!

Далее последовал своеобразный спиритический сеанс от Древа-Отца, где киммерийцу показали его будущих противников. Первый из них огненно-рыжий тиранозавроподобный ящер о двух лапах на подобии как у кузнечика, с двумя парами когтистых лап-рук, само собой – головой того самого тираннозавра, с пластинами вдоль хребта от стегозавра и хвостом-хлыстом, наподобие трезуба Нептуна. Второй была многоножка в сорок шагов длинной, с серпом на голове и оным количеством клешней сопричастных с множеством лап. На крылатых фантазии не хватило – типа птеродактили с морщинистым брюхом. Ползающие – обычные, только большие и со щупальцами на спинах, а у одного – ядовитая плевалка. На шее каждого был одет ошейник (как они держались на ползающих – я так и не понял). Бой и голливудские фишки типа смерти Свайоля и его взгляд в глаза Конана – это понятно, у Перумова без этого ну никак нельзя…

Конану показали Гатадеса, который год назад сражался за соседнюю рощу и смекалистый киммериец заметил, что невзирая на броню монстров, меч Гатадеса легко разил их. Из этого варвар сделал вывод, что оружие непростое и он отправляется за этим кладенцом в храм Сэта, построенный на месте соседней рощи. Чтоб надолго не отрывать читателей от главного действа, весь поход в храм уместился в перемещении в пространстве. Дикораций – ноль: темно, равнина, впереди храм:

«Ты стой здесь, а я пошёл внутрь».

Описания в самом храме вплоть до выхода из него – вполне читабельны и если учесть то, что Перумов умеет накалить динамику рассказа до предела, то читается с интересом. В храме Конан находит волшебный меч-кладенец, но застигнутый жрецами Сэта проваливается в пещеру, где натыкается на человекообразного ящера с ногами кузнечика, хвостом с жалом скорпиона и таким же ошейником Сэта, которые видел в бреду. Очень долго, подробно и захватывающе автор мусолит тему разборок с мутантом по имени Аррадерс, пока не догадывается сорвать ошейник, освобождая человеческую натуру того. Аррадерс ведёт киммерийца на волю «самым лёгким» путём из всех возможных, какие существуют для того, чтобы можно было показать всю прыть и героизм персов в таких рассказах, которые пишет Перумов – через пещеру с монстрами и демонами, кишащими там, как пчёлы в улье (это буквально!).

А по другому нельзя! Это что ж по вашему – женский детектив, что ли?

Описания – на высоте: под конец битвы герои эпически почти погибают, но – чисто случайно! – как всегда запасливый Конан касается прихваченного с собой ошейника Сэта и вся мразь резко попускается. Не менее, что называется, на пределе возможного, была и следующая бойня со сворой жрецов. Повторюсь – описание у Перумова таких частей более чем захватывающее.

Реализм восстановления организма после таких баталий, да ещё и после двух дней нехилого «колхозного» труда по сооружению баррикад, пускай и частично с самонаводящимися строительными материалами – здесь роли большой не играет и хоть завтра по утру надо в одиночку драться ещё и с шестью ахеренными монстрюками-демонами – Конану всё нипочем: Айана отпаивала варвара сверхцелительными в среде друидов и свайолей снадобьями. Так что с этой стороны читателю не надлежит слишком беспокоится за своего любимого героя, вместо этого ему следует сконцентрироваться на предстоящем мега-мортал-комбате, который вот-вот должен был начаться.

…По тексту встречаются и мелкие недочёты, например, как мутант-Аррадерс преклонял колена пред дриадой, несмотря на то, что они у него были вывернуты назад… Конан желает мёртвому товарищу возвеселиться в чертогах Крома… Пассажи в сторону бритунийской моды…

Далее следует эпически-хтоническая битва, занимающая едва ли не всю вторую половину рассказа «Священная роща», ради которой стоит его почитать – Перумов передал каждый момент боя так, что читая – сражаешься вместе с главным героем. Описание одного часа боя реально читаешь один час! Одним словом – боевик захватывающий. Это конечно если забыть о сюжетной предпосылке этой самой битвы и то, что читаешь всё же о Конане, а не о 12-ти подвигах Геракла в кубе, в одном месте и сразу!

Да – по мимо всего прочего Конану, как истинному герою хватало времени и сил ещё и на перепихон! Ну, по принципу – перед смертью не натешишься!

По ходу дела, оказалось, что погибший Гатадес не погиб на самом деле, а был заключён в тело убитого им демона-«тиранозавра», который под конец лишённый ошейника кидается на своих и мёртвым обретает свой прежний облик. Чего стоит только описание боя между «птеродактилями» и Аррадерсом…
Героики, в общем, много, если не сказать, что она прёт отовсюду!

…После успешного боя следует мелодраматическая хрень о том, как Айана силой пробует заставить Конана остаться с ней в её мире и о том, что золота у неё нет и никогда не было, а дальше идёт такая поеб…нь, о которой надеюсь более докладно почитать уже в «Древе миров» Олдмэна!

Короче, в самом конце я опять увидал Перумова во всей красе!
Дриада говорит Конану о воле Высоких богов – оставить его здесь. Так как теперь Айана понесла от Конана, то интересуется, разве не хотел бы он как отец обучить своего сына, сделав из него ВЕЛИЧАЙШЕГО БОЙЦА ВСЕХ БЕСКОНЕЧНЫХ МИРОВ? Потом заявила, что Высочайшие Боги закрыли ему путь домой и теперь ему, Конану, (да-да – тому самому говардовскому Конану!) предстоит стать родоначальником новой расы полубогов! Соратников тех, что сидят на Высоких Престолах, что бы это не значило!

Вот так то – это вам не пирожки с начинкой уплетать за обе щёки: это надо ещё талант уметь так красиво и не абы-как исковеркать Говарда!
Или – не иметь таланта?..

Конан идёт на последнюю хитрость, пытаясь пробить себе путь домой. Он клянётся Кромом, что если его не отпустят, то вот эту вот самую рощу, которую только что защитил нечеловеческими усилиями, сейчас он сам же собственноручно вырубит, пока не останется одних пней. Дриада оху…ет, но не соглашается. В спор встряет Древо-Отец пытаясь переубедить Айану прорицая то, что ей с Конаном ещё предстоит свидится (Хвала Крому, что Перумов так и не продолжил эту тему и не стал больше писать о Конане!!!). Поскольку все продолжали мять вялого, Конан одной рукой хватает Айану, которая получается уже трижды обманула его, за волосы, второй подставляет ей меч под горло, посылает Великих Богов и требует решения конфликта в свою пользу. Как результата наконец-то (Наконец-то! Ура! Дождался!) появляется одна из Высших Богов – неудавшаяся тёща киммерийца, сетует на сорванное сватовство и перемещает Конана в его время.
При этом ему таки платят золотом за три дня службы и меняют меч на обычный – нехер по Хайбории Говарда с волшебным клинком лазать: критики задолбут!
Впрочем – с нашим то пофигизмом и вседозволенностью в чужом мире – хули нам, кабанам?!.

Конан только посетовал на скупердяйство Высших Богов…

…Видать по Перумову, Высшие не простили Конану надругательств и в конце его жизненного пути, после «Теней ужаса» решили пустить его в оборот по полной, запустив «Карусель богов»!

Что могу сказать в заключение?
Сложилось впечатление, что автор, кроме того, что творил, что хотел на свой манер, не очень то и заморачивался серъёзностью подхода к миру Говарда вообще. Ещё кажется, что идея боя с хтоническими чудищами выдумывалась и писалась отдельно, может и под Конана изначально, но всё же без особой привязки к Хайбории…
Почитав это дело, я совсем оторвался от всего мне знакомого по работам Говарда, даже был слегка озадачен таким вот подходом автора к продолжению «Саги о Конане»…

Оценить данный рассказ немного сложно. По сути более чем на 2-3/10 не тянет: с одной стороны «Дурдом», с другой – вообще «Чёрти что». Но помимо всех недостатков «Священная роща» на фоне некоторых совсем уж захудалых рассказов русской конины выигрывает последовательностью и логичностью сюжетного повествования, живым описанием, несмотря на абсолютную сказочность отдельных эпизодов и практически почти полным несоответствиям классике. Пожалуй согрешу и с большой натяжкой определю «… рощу» в собственную альтернативу, оценив на 4/10
Конан, как никак, хоть и русский, но всё же похож на себя…

Comment Spam Protection by WP-SpamFree