Это последний роман из цикла о Рейневане. Как обычно детально разбирать сюжет не стану, так как он уходит корнями в первый том, но в остальном выскажусь.
Написано на высоком уровне, грамотно, качественно, со знанием дела. Мат.часть продумана, герои – со своими задвигами, Рейневан – малость повзрослевший, но все еще немного не тот типаж для подобного жанра. Ну оно то и понятно, не все же люди были воинами, но когда ГГ в десятый раз хватают, арестовывают, предают, это уже заставляет задуматься. И не только из-за этого, еще появляется «но», характерное, как я понимаю, для всех вещей Сапковского. А именно, растягивание одной идеи на весь цикл. В «Ведьмаке» была Цири, здесь – пассия Рейневана. Все вертится вокруг этого, там Геральт не знал покоя, здесь Рейневан. И там где ведьмак хитрит или полагается на своих друзей, Рейневан бросается в бушующее море сам. И когда в очередной раз он вляпывается в дерьмо по самую маковку, появляются Самсон, Шарлей или Горн и вытаскивают ГГ. Только затем чтобы он снова повторил безрассудство. Рейневан будто не повзрослел с последней книги, и в этом минус. А ведь при его «везении» он вообще должен был стать недоверчивым до мозга и костей, и лишенным наивности напрочь.
В этом томе гораздо больше симпатии вызвали как раз друзья ГГ, а не он сам. Возможно причина в том, что как друзья Рейневана, по крайне мере Шарль и Горн как раз люди здравомыслящие, отличные воины, где надо – интриганы, т.е. по большому счету обычно героями в фэнтези становятся такие как они, а такие как Рейневан – на подхвате. Ладно первый роман, ГГ был неопытный, но на третьем то какой-то прогресс должен был быть? Ну сколько можно встревать в неприятности, сколько раз должны появляется в последний момент друзья, соратники и просто знакомые, которые чем-то обязаны герою?
Остальное – все на своих местах, эпоха как она есть, водоворот реальных исторический событий, потрясающе переданная атмосфера и дух времени, который ощущаешь буквально кожей. Почему? Потому что автор знал, о чем пишет. Не забивал страницы текстом, абы что-то написать – а продумывал, сопоставлял и изучал.
Итого по циклу. Герой оригинальный, в фэнтези большой дефицит персонажей «невоинов». Это неспроста. Помниться поднимался вопрос, а чтобы было, если бы трактирщик одного немедийского кабака отправился к Бен Моргу? Неужели и, правда так было опасно – разбойники, отморозки всех сортов и сектанты? Да, действительно было опасно. Насколько – можно понять, прочитав хотя бы несколько глав из любого тома цикла, так как он именно о таком человеке. Еще здесь прекрасно описанные реальный мир, реальные события с небольшой толикой мистики – по сути, яркий образец жанра.
Если любопытно как чувствовал себя не воин в условно-фэнтезийном мире, и если интересна данная эпоха – читайте обязательно «Сагу о Рейневане».
8/10