Как же обойти такую заметную тему, как чуть ли не главное ожидание года, у игроманов, конечно. Настоящие Рахметовы каждый миг своей жизни и все силы отдают только революции, т.е. покатушкам в США и пролетарскому рэпу. Но я не такой сознательный, и слава богу, поэтому Старфилд. Не помню когда его начали нам обещать, но слухи о новой космической РПГ ходили очень давно, дескать новая ниша для «Беседки», море планов. И вот наконец спустя годы, результат. Вышло неоднозначно, и когда на третий день с момента планка недовольства результатом поднялась выше некуда, Тодд Говард открыл рот и сообщил как видит ситуацию он:
«Это ПК-игра нового поколения, и вам, возможно, нужно обновить свою систему». Разработчик считает, что RPG работает «отлично»
Напомню, Скайрим был успешный как раз потому, что шел на чем угодно. Ни одна игра не станет мегапопулярной, если ее требования к железу будут сильно завышены. Поэтому, как следствие, едва чье-то козье рыло начинает рассказывать, что под его игру вам непременно нужен новый комп, смело ставьте на сабже крест. Какая бы замечательная она не была, ее запустит крайне малая часть людей. Я бы наверно свое мнение изложил гораздо позже, но после слов Тодда откладывать на месяц или два не хочу.
Итак, начнем с оптимизации, чисто по комфортности прохождения Старфилда: у меня идет норм, но мой монитор – 1080, в 4к я не играю, а под Full HD хватает с лихвой и того, что собрано почти два года назад. Тормоза я видел всего два раза, по две секунды. Было несколько вылетов, бесконечных загрузок, но опять же что-то около 5-6 штук. Сами решайте много это или не очень. И ладно если бы дело было только в тормозах, но на самом деле проблемы там гораздо глубже. Итак, по пунктам, хорошее и плохое.
Минусы:
- сразу и сходу, яркость и контраст я вообще не нашел где отрегулировать, поэтому играю по умолчанию, когда все блекло-пластиковое, без малейшего понятия где эти ползунки вообще. Но ладно, я не грамотный, английского не понимаю, претензия субьективная, эта настройка где-то есть, и настолько криво переведена нейронными сетями, что ее теперь не найти. Без настроек – картинка неприятная, пастельные цвета, какие-то точки, смотреть неприятно.
- меню навигации – оно уебищное от и до, ни одного светлого пятна. Из карты нельзя просто выйти, нужно 3-4 раза нажать кнопку отмены. То есть карта планеты, карта системы, карта галактики. И только потом снова геймплей, ну или меню персонажа, как повезет. При этом на самом деле карта галактики считай не нужна, да и систем тоже, путь по квестам прокладывается автоматом. Но смотришь на вселенную исправно, типа глядите, какая она у нас большая, и не забывайте! Действительно, чем же еще гордиться. Драгон Эйдж 2 в свое время хвасталась гомосеками, а Беседка вот теперь – парсеками абсолютной пустоты. Поздравляю, пьедестал тупизны теперь точно ваш.
- еще одна фишечка, нужно буквально запоминать и записывать (на бумаге Карл, ручкой!!!) принадлежность планет к системам, и что продают в магазинах этой планеты. Нужно, например, тебе на Неон, а вот и хрен, перебирай все системы в карте галактики, пока не найдешь нужную. Нужны тебе патроны 9,39 для Винтореза (да он тут и правда есть, хрен знает из каких соображений, видимо самый часто скачиваемый мод на Фоллаут), а купить их можно их только в 3-4 местах всей галактики. Поэтому если получите редкое оружие, проверяйте патроны у всех продавцов подряд, это важно.
- лут, его много, но система продажи не рассчитана на его количество. Буквально, берешь задание, получаешь 2к, и берешь с плохишей ништяков еще на 6-8к, а продать можно только на 5. Обновление бабок в пять раз медленнее чем в Скайриме, можно успеть поднять три раза свой уровень, облутать сотню врагов, а магазин будет по прежнему на нуле. При этом лут – как раз главное средство для получения денег. Отсюда постоянный перегруз, скинуть груз некуда, ящик дали пока только один, в Ложе Космомассонов, в самой дальней точке от всех магазинов. И да, с перегрузом быстрых путешествий не будет. Буквально, ползешь до корабля, включаешь меню, переносишься под планету назначения, потом садишься, потом идешь до точки выполнения, решаешь все за 10 секунд и возвращаешься назад, еще 10 минут реального времени.
- космос откровенно скучный, там ничего не происходит, кроме срабатывания триггеров на третьестепенные задания. Представьте Скайрим, одни города, вычеркните все между ними, и ваш герой идет перегруженый из Рифтена в Солитьюд. Подбежит вор, отдаст топор, скажет сохранить, потом он заберет, следом бежит обворованный. Вот типа такого же, но больше квестов нет никаких, вообще ничего, даже блин случайного грязекраба или забежавшего в снега сприггана. Нудные длиннющие путешествия в огромном пустом мире. Ясно, что космос это не променад, но когда десятки коллег по жанру умели и умеют играть с расстоянием, причем еще 20 лет назад, а вы – так и не научились, это вызывает вопросы. Тот же древний Freelancer был заметно, даже не так, в разы веселее во всех планах, и в боях, и в навешивании пушек, и в путешествиях под в разы более приятную медитативную музыку, а не какое-то говно, а-ля 60-е, которое надоедает уже через час. (И у меня уже есть желание поставить Freelancer снова). Перестрелок внутри планет там не было, но космос был здоровский, масштабность, глубина, красивые виды. Даже космос относительно закрытого Масс Эффекта и то интереснее, чем космос полностью открытого Старфилда.
- планеты, кроме городов они считай пустые и унылые, а некоторые говно-говном даже с городами. В большинстве случаев нужды бродить по поверхности нет, космический корабль незаметно садиться в 10 метрах от локации с плохишами, почти им на голову, то есть все рядом.
- самопроизвольное подключение заданий, бежишь выполнять одно, а оказываешься в другом месте, выполняя что-то левое. Почему? Потому что старина Тодд знает лучше, что тебе сейчас надо выполнять.
- локальный баг с зависанием разговора во время перестрелки, причем два раза подряд. Анимация разговора висит, не отменяется, никаких диалогов нет, собеседник молчит, а тебя в это время расстреливают в спину. Классная фича, считаю, надо побольше таких.
- локации по городам, хуже-лучше, где-то целая улица в магазинах, иногда даже вход без загрузки (молодец Тодд, пообещай еще платное DLC, дескать вы сможете во все магазины заходить без загрузки, как в третьем Ведьмаке, которому уже девятый год), а иногда всего один магазин на немаленькую локацию.
- рожи НПС, они уродские, это правда. Помните старый Thief, 2004 года, вот примерно такие же модельки бошек, почти один в один. Те кто без имен – хари как из фильма ужасов, плюс иногда несколько таких близнецов кучкуется рядом, и выглядит это как посиделки людоедов из «У холмов есть глаза». Но те персонажи, кто что-то говорят, выглядят приятнее.
- диалоги, просто ад. Напарник может «ждать» на корабле, но при этом коментить твои действия по ходу дела в другой локации, будто все еще стоит в полуметре. Не меньше пяти раз во время разговора НПС врывались в кадр, настойчиво маршируя на месте, упершись в твоего собеседника, но глядя невменяемыми шариками-глазами на тебя. Эффект присутствия невероятный, все как в жизни.
- напарники, с одной стороны они могут поддержать огнем и комментят твои действия, как в Драгон Эйдж, но с другой – в скрытность там не умеют даже те, кто гуру в этой самой скрытности. Вступают в бой по схочу, лезут под твои же пули, короче как в Скае я ходил без них, так надо и тут.
- меню оружия – неудобное, в инвентаре куча стволов самого разного калибра, выборка по калибру есть, но каждый раз она сбивается и надо настраивать заново. Банально поставить стволы одинакового типа рядом нельзя, чтобы сравнить ТТХ, но мододелы уже выпустили свой допил, теперь информация хотя бы как-то, в виде таблицы, доступна для сравнения.
- Сюжет по главной ветке… ну какой сюжет, если во главе угла стоит Ложа Космомассонов с неграми-гомосеками на первых ролях. (Но этот же негр одновременно и плюс, ибо как завещал Шепп, команде всегда нужен пидорас, чтобы его можно было бросить на Вермайре. Сначала над сабжем можно глумиться, когда он бесконечно ноет про своего мужа, а потом с чистым сердцем бросить его героически умирать). Кто-то там выл, что портрет Гагарина убрали из кубла Ложи, вот это сделано правильно, не надо чтобы даже цифровой Юра видел всю эту блядскую еболу. Пусть Рогозина повесят, он кстати этой компашке бы здорово подошел. Вечный строитель вечно недостроенного космодрома, чем не космомассон?
Сама завязка неплохая, но то, к чему все приходит – откровенная туфта.
- недвижимость, смеялся до слез. Предложили купить козырную хату на чердаке, пардон, пентхаусе, за 265 тыр, и когда счет дошел до ляма, решил поглядеть что там и как. Втайне ожидал что-то типа квартиры Шеппа из DLC к ME3, ну типа стадион под крышей. А вот и хрен, это реально какая-то подсобка, есть кухня, санитарный блок, возможность поставить несколько кресел, штук шесть станков… все. Хотя нет, еще есть балкон и с него открывается сказочный вид на… нет, не главную улицу Неона, а на его промзону. То есть за деньги, на которые можно купить 2-3 корабля, или отстроить с нуля нехилую летающую тарелку, предлагают квартиру где всего 50 квадратных метров, и представьте что будет если туда воткнуть станки, а они и правда желательны по мере прохождения, но бля… пентхаус со станками? Там даже окон кажется нет, ну как тут не вспомнить Киберпанк, миссия с кандидатом в мэры, т.е. стекло, бетон, эпичные виды сверху, тут же подсобка как есть. Хорошо что сохранил перед этим, и откатил все назад.
- фееричный эпикфейл с мебелью и станками. В качестве награды досталась хата в «Меркурии», большая, прикольная. Расставлял и планировал что где будет стоять, ближе-дальше, красиво-не красиво, начал уже втыкать коллекцию в шкафы. Забегаю через время — все пропало… стоят только манекены в скафандрах. Кто забыл, в Скае был постоянный баг именно с манекенами, броня и одежда на них порой не отображались, но с остальным было все норм, сколько играю, ни один стул не пропал, ни одна оглобля. Порой что-то падало, типа миски со стола, но условная мебель всегда стояла на местах. Теперь же все с точностью до наоборот, манекены как надо, все остальное исчезает без следа. Я так понимаю сделать одновременно и то и другое сразу, нельзя. Жаловались что манекены голые? Ладно, уломали, с ними будет все порядке, пропадать будет все остальное, кроме них. Беседка, респект, могёте удивлять даже там, где казалось бы уже негде. Но пасаран, качество и логику даже на пушечный выстрел не пускайте.
- глючный маркер заданий, то есть вы выходите с локации А, сдать задание нужно в локации Б, но указатель показывает все равно в локацию А, Тодд прямо таки настаивает, чтоб вы… вышли не из второго входа локации А, а именно из первого. И такая петрушка бывает регулярно. Маркеры заданий могут даже неправильно указывать локацию, надо вылететь с планеты, потом снова приземлиться, и тогда нужная локация может наконец обозначиться. Ну или нет.
-глючное меню заданий, может висеть рядом две одинаковые строчки, типа сходи к такому-то чуваку и возьми у него задание. Дождусь трех — обязательно схожу, ведь Тодд наверняка не оплошал, и предусмотрел даже такой баг.
- как говорит игра, в некоторые системы можно попасть только с топовым гравиприводом или прокачкой астрофизики. И это на самом деле не так, уже имея корабль класса С, навыки его управления, лучший гравипривод игры, и самые большие баки прыгнуть до системы Харибды мне не давали, пришлось подключать навыки и при этом всем топливо тратилось дай бог всего на 20%. То есть налицо противоречие в механике игры. Одни дятлы написали что можно или\или, а другие сделали так что нужно сразу и первое, и второе. Это в чистом виде отсутствие координации между командами одной студии, иначе говоря бардак. Но учитывая все перечисленное перед этим, все об этом в курсе уже и так.
Плюсы:
- мир вполне себе самобытен, с неплохой предысторией.
- юмор, его неожиданно много и он иногда даже смешной.
- прокачка, в фоллаут я не играл, не знаю как там, но сейчас для прокачки скажем «стрельбы» надо выполнять задания уровня, и только по их выполнению навык становится доступен для повышения. Это хардкорно, но прикольно.
- конструирование космических кораблей неожиданно неплохое, но есть куча технических огрехов, и даже багов, и вот они тоже в минусы. Например, сравнить пушку была\есть – нельзя. Берите снова бумагу и выписывайте было\стало. Сами правила постройки приходиться узнавать только по мере совершения ошибок, но сам конструктор занимательный, что есть, то есть. И на самом деле вы строите не столько корабль, сколько полноценный дом (особенно учитывая баги с недвижимостью), который будет если и не в одной локации с вами, то уже точно где-то рядом. Вот только нельзя заранее просчитать все, и если считаете что можно закольцевать все помещения, то ошибаетесь, входы в модулях генерятся в случайном порядке, поэтому может получиться перемещение по подкове. Но есть лайфхак, тащем-то нужных модулей всего два – кабина, и мастерская, ну может быть еще оружейная (в которую можно повесить на стену меньше 10 стволов, пяток разложить по ящикам, а еще приткнуть пару шлемов, ЕМНИП). Вот их делаете в одну линию, снизу из одного из этих модулей делаете главный выход на планету, сверху – люк для стыковки в космосе. Ну а для напарников что-то где-то подальше, так чтобы их не видеть. В ином случае замахаетесь лазить по лестницам, наворачивать круги по кораблю от главного входа до кабины, и слушать одни и те фразы во время и без того муторных полетов. То есть сама идея с кораблями прикольная и во многом свежая, но практическая реализация – хреновая. Обучалок нет, что-то из компонентов ставится только в виде одной единицы, как щит, где-то сразу четыре, как турели, и все это узнается только когда выбиваются ошибки. Прокачка навыка конструирования кораблей по максимуму дает хрен да нихера, вроде висели имбовые вещи, потом оказывается, что реально почти ничего не поставить. Например, в Скайриме я прокачивал навыки кузнеца, зачарователя и вещи улучшались в несколько раз. То есть сначала чаруешь шмот кузнеца, выпиваешь зелье улучшение по этой же ветке, и вкупе с максимальным навыком крафта (и небольшим ношения профильной брони), в сумме получаете защиту в 500 очков. То есть механики по разным веткам взаимодействовали и дополняли друг друга. Можешь ничего не качать, найти кольцо и перчатки кузнеца, зелье, и улучшить только ими. А можно подключить навыки, и тогда все будет на максимальном выхлопе. Ну а тут вроде максимум, а было\стало отличается на 10%, это ради них столько возни?
- локации, со времен Скайрима кое-что поменялось в лучшую сторону, есть именно что большие и интересные подземелья. В которых на самом деле интересно стрелять, сами перестрелки во многом напоминают Сталкера, Винторез по прежнему рулит.
- некоторые квесты тоже прибавили в размахе и «сером» выборе. Есть на самом деле неплохие истории, на которые не плевать.
- есть отсылки к классике фантастики, Светлячку, Чужим, Масс Эффект. Но я НФ не очень люблю, наверно фанаты Вавилона или Стар Трека увидят пасхалок больше. Но отчасти мешает восприятию машинный перевод, и кое-где явно пропадает игра слов и отсылки к культовым вещам.
В итогах: Беседка взялась переизобрести жанр космической РПГ, и выпустила сырую альфа-версию. Типа каждый отдел разработки лепил что-то свое, затем все свалили в одну кучу, и даже не опробовали как оно работает все вместе. Кроме проблем с тормозами тут проблемы у самой игры, и они такие чудовищные, что их видно в самый первый час, и через десятки часов игры к этим тупнякам по прежнему не привыкнуть. Некоторые моменты сделаны хорошо, но вместе с другими элементами игры они не работают. То есть любая большая вещь, крупнее условного рассказа — это набор идей, которые нужно отработать и посмотреть, как они ложатся в общее русло. Но по какой-то причине, видимо чтобы не обидеть пидорасов, было оставлено все без исключения, и то что работает и то что нет, а то пидорасы бы обиделись. Результат — крайняя несогласованность Старфилда, что-то сделано хорошо, а что-то из рук вон плохо, например, как меню, отдельные навыки или глючное и малопонятное создание кораблей.
Все так сыро, что на какой-то момент мне стало казаться что космос тут вообще был не запланирован. Типа вот вам списком планеты, по которым ГГ перемещается потому что Драконорожденый, пардон Звездорожденный. Потом кому-то показалось, что это плохо, нелогично, и под каждую локацию в квадратный километр запилили свою планету, и связали все пустым космосом, для реализма наверно, я не знаю. Вышло на редкость хреново, причем такое уже модами не исправить. Скайрим я проходил незнамо сколько раз и там мир был именно что системой, да даже взять любую дешевую РПГ, есть основы основ – удобная навигация, внятное меню, связанность игровых механик, подгон их друг к другу, балансировка всех составляющих. Тут же вот реально все выглядит так, будто игру даже не тестили ни разу. Кто-то клятвенно пообещал сделать шедевр, ему поверили и сходу запустили результат в продаже, ну а теперь ответственные люди пытаются свалить огрехи на железо. При этом так вышло, что буквально перед Старфилдом вышла Бальдур Гейт 3, мне она не зашла, но почему студия Лариан смогла в качество, техническое и сюжетное, а вы, Беседка – нет? Игра чудовищно сырая и не доведенная до ума. Остается надеяться, что это хитрый план Тодда, состряпать игру с заведомыми тяжелыми косяками, выкинуть из студии всех альтернативно одаренных, и только тогда приступать к TES6.